Больше историй

8 июня 2024 г. 17:52

126

Тове Дитлевсен: многодетная мама-бунтарка.

“Промежутки между депрессиями становятся все короче и короче, и жизнь больше не имеет ни малейшего очарования” – Тове Дитлевсен; из предсмертного письма дочери.


Четырнадцатого декабря 1917-ого года в Копенгагене, Дания, родилась Тове Дитлевсен. Ее семья была простой, небогатой: отец, кочегар по профессии, питал страсть к политике и литературе, а мать была домохозяйкой. В возрасте семи лет Тове столкнулась с тяжелыми временами: отец потерял работу, и семья оказалась на грани нищеты. Эти детские переживания стали глубоким отпечатком в ее душе и позже нашли отражение в ее творчестве. Уже в десятилетнем возрасте Тове писала стихи, ощущая в себе призвание писателя. Но в четырнадцать лет ей пришлось покинуть школу и начать работать гувернанткой. Родители, считая дальнейшее образование ненужным для девушки, закрыли ей дорогу к знаниям. Несмотря на преграды, Тове не отказалась от своей мечты. В двадцать лет, не имея полного образования, она дебютировала как поэтесса. А всего через несколько лет, в 1941-ом году, вышел ее первый роман "Мужчина обидел ребенка". Критики и издатели признали ее талант. С самого начала ее творчество отличалось искренностью и непосредственностью. Тове не стеснялась говорить о своем жизненном опыте и быте датских женщин середины двадцатого столетия.


Жизнь Тове Дитлевсен была полна любви и страсти, но и испытаний, которые она с мужеством преодолевала. Её личная жизнь была сложным переплетением браков, каждый из которых оставил свой след в ее творчестве. Первый брак, с писателем Вигго Мёллером, был отмечен большой разницей в возрасте - он был старше ее на тридцать лет. Он помог Тове погрузиться в мир литературы и основать "Клуб молодых художников", но их союз был недолгим. Этот период отражен в романе "Юность", где Тове честно рассказывает о своих переживаниях. Второй брак с Эббе Мунком был также недолгим, о нем известно немного. После рождения ребенка у Тове обострилась депрессия, и отношения с Эббе не выдержали испытания. Почти сразу после развода Тове вышла замуж в третий раз за врача Карла Т. Райберга. Этот брак стал для нее роковым. Еще до замужества Тове обратилась к Райбергу, чтобы он помог ей устроить аборт. Во время операции он дал Тове обезболивающее, содержащее опиум, и она сразу подсела на наркотики. Замужество, а вместе с ним и период зависимости от препаратов продлилось почти пять лет. Когда Тове наконец обратилась за помощью, она весила всего 30 килограмм. После курса лечения они расстались. Последний брак, с редактором и чиновником Виктором Андреасом, был, пожалуй, самым длинным и, возможно, самым счастливым. Они воспитывали четверых детей (трое от прошлых браков), принимали гостей и вели жизнь, полную контрастов. У обоих были сложные характеры, Виктор часто изменял, что приводило к ссорам и душевным страданиям Тове. За время брака она несколько раз лечилась в психиатрических клиниках. Помимо писательства, Тове занималась журналистикой, вела колонку в женском журнале "Familie Journalen". Именно за эту деятельность ее часто называли "пишущей домохозяйкой из рабочей среды", но ее творчество выходило за рамки этого штампа. Тове Дитлевсен была уникальной личностью, женщиной с яркой душой, полной любви, боли и необыкновенной искренности.


Жизнь Тове Дитлевсен была полна драматизма, и ее творческий путь был неразрывно связан с ее личными переживаниями. Многолетняя зависимость от наркотиков, вызванная несчастливым браком с Карлом Райбергом, и многочисленные разводы оставили глубокий след в ее душе. Тове несколько раз лечилась в психиатрических клиниках, именно в одной из них, в больнице Санкт-Ганс в Роскилле, она начала работать над первыми частями "Копенгагенской трилогии" - "Детством" и "Юностью". Опыт борьбы с психическими заболеваниями и пребывания в больнице она подробно описала в своей книге "Лица”. Депрессия, психические расстройства, наркотическая и алкогольная зависимость стали неотъемлемой частью ее жизни. В апреле 1974-ого года она предприняла первую попытку суицида. За два дня до этого Тове записала видеоинтервью, которое позже стало частью 30-минутного фильма о ее жизни и творчестве "A writer named Tove”. Через два года, в возрасте 58 лет, Тове покончила с собой, приняв смертельную дозу снотворного, в квартире своей подруги. На похоронную службу в Вестербро, районе, где она провела детство, пришло почти тысяча человек.


"Копенгагенская трилогия" ("Детство", "Юность", "Зависимость") - это заметный памятник творчества Тове Дитлевсен. В этих книгах она выступает как бесстрастный хроникер своей жизни, откровенно рассказывая о всех ее нюансах. Но несмотря на документальность, в ее прозе есть искренняя поэзия. Трилогия - это история взросления, любви, творческого поиска, фатальных ошибок и зависимости. В "Детстве" и "Юности" мы видим юную девушку, мечтающую о любви, удачном браке и детях. Ее творческие амбиции кажутся препятствием на пути к идеальной жизни, но она не отказывается от них, и уже в двадцать лет получает первые публикации и признание. В "Зависимости" Тове - уже зрелая женщина, звезда поэтического мира. Она, как и все, делает ошибки, но в отличие от многих говорит о них откровенно и без прикрас: алкоголь, поиск своей сексуальности, нелегальные аборты. Одна из таких ошибок становится фатальной, и Тове подсаживается на наркотики. "Копенгагенская трилогия" - это не только автобиография, но и отражение жизни датского общества середины двадцатого века. Тове Дитлевсен писала о том, что ее волновало, о своих переживаниях, о своей боли. 


Тове поднимает важные вопросы в своем творчестве, хоть и откровенно смелые для Дании того времени. Например, психические расстройства, утешение в творчестве, поиск любви, одиночество, поиск своего голоса, наркотическая и алкогольная зависимости, психиатрические лечебницы. И “чисто женские” темы, как описывали критики и современники Тове: послеродовая депрессия, нелегальные аборты, разводы и измены, сложности материнства.