Больше историй
18 января 2024 г. 16:37
656
Она, как русалка, воздушна и странно-бледна, В глазах у неё, ускользая, играет волна...Бальмонт
"...в тонком серебряном тумане мелькали легкие, как будто тени, девушки в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на их шеях; но они были бледны; тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряном месяце."
Невозможно не попасть под очарование чудесным слогом "Майской ночи" Гоголя.
Доказательством этого может послужить картина Крамского "Русалки".
Это полотно с изображением русалок-утопленниц лунной серебристой ночью на фоне мрачного заброшенного дома погибшей паночки завораживает печалью и тоской.
Кругом заросли камышей, непроходимый бурелом, тёмные крутые берега, черный далёкий лес нависает громадиной над прекрасными девами, которые плетут венки и грустят о своей пропащей судьбе.
Девушки нежны и трепетны, глубокой кручиной пронизаны их лица, они расслаблены и одухотворены, но эта одухотворённость вызывает у зрителей напряжённость и тревогу. Гнетущее впечатление усиливают холодные блики луны на белоснежных одеждах русалок.
Крамской признаётся, что больше всего хотел “поймать луну” и тем самым передать мрачную и пугающую атмосферу сказочной ночи. В дневнике он пишет: “Трудная штука луна... Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло…”
Художник справился с данной задачей. Картина имеет гипнотическое влияние на зрителя. Недаром существует легенда, что когда её приобрёл Третьяков и разместил в своей галерее, там повеяло мистикой. Картины, висевшие рядом начали падать, смотрители ночами слышали грустное пение, ощущали прохладу и запах воды. Некоторые впечатлительные посетители жаловались, что на картину невозможно долго смотреть, особо чувствительные дамы падали возле неё в обморок, а одна из них даже утопилась в Яузе. Тогда кто-то предположил, что “Русалки” мстят за то, что их полотно висит на солнечном месте, после чего картину перевесили в тёмный угол, и наваждение прекратилось.
Я очень даже понимаю этих посетителей особенно, если внимательнее рассмотреть русалку в левом нижнем углу.
Она пробирается сквозь колючие заросли, волосы растрепаны, поза хищницы, глаза безумны и направлены прямо на зрителя. Очевидно, это злая мачеха-ведьма, погубившая своим мракобесием молодую паночку.
Картина удалась на славу. Зыбкие, нереальные, призрачные фигуры, купающиеся в холодном свете луны, вот-вот исчезнут, оставив в наших душах тоску о несбывшихся мечтах, утраченной радости и о недостижимом счастье.
Комментарии
Елена, Крамской счастлив от вашего внимания и подробной детализации написанного, а вот Гоголь, поди, думает: " Та за шо? Моя книга! Моя! Не хочу читать про русалок".)))))
Самое главное - и тот и другой вызывают у нас грандиозные эмоции и отклик. Наверное, они были бы рады, что мы до сих пор не обходим стороной из творчество.