Больше историй

7 августа 2013 г. 17:55

984

Неправильная любимая книга

История стара как мир – учительские несправедливости это вообще бесконечная тема, которую и через тысячу лет не вычерпать. Но тем не менее.

Дело было классе, наверное, в шестом. Главные герои этого невеселого рассказа – мои одноклассники и, конечно, учительница литературы, которую я, в общем-то, очень любила. Но, что и говорить, бывали случаи, и у меня без невеселых воспоминаний не обошлось.

Итак, классу было задано на дом написать сочинение о любимой книге. И вот они, два основных персонажа: девочка и мальчик. Девочка грамотная от природы, писать свое неплохо умеет, читать вполне себе любит, школьную программу послушно штудирует и ей не ограничивается. Мальчик не без способностей, но в сторону других наук, а с русским и литературой дело у него далеко не так блестяще, как у вышеупомянутой девочки. Учительница, понятно, не может этого не знать. Нет, она прекрасно это знает и, кстати говоря, ни одного из этих учеников она не примечала – то есть, ни любимчиков, ни конфликтных ситуаций. Девочка по русскому-литературе получала стандартно «пять», реже – «четыре», мальчик – чаще «четыре» или даже «три». Все справедливо, по заслугам.

И вот – сочинение. Девочка, на тот момент открывшая для себя «Артемиса Фаула», выплескивает свои чувства на бумагу, не делая ни единой ошибки. Объем сочинения много превышает указанный минимум – девочке хочется сказать все о любимой книге. И сюжет, и персонажи, и почему понравилось, и почему это такая хорошая, интересная книга.

Мальчик, долго ломая голову над темой, открывает конспект и кое-как дотягивает до указанного минимума сочинение об одном из сборников Пушкина. Делает пару ошибок – ну да литература не русский…

Поразивший всех финал: мальчик получает жирную пятерку, девочка – четверку.
- Почему? – задает расстроенная девочка резонный вопрос. И получает неоднозначный ответ:
- Потому что про Пушкина лучше.

Лучше что? Само сочинение? Отнюдь. Отписка против искреннего порыва – понятно, что выигрывает. Нет, здесь налицо принцип – Пушкин – это хорошо, а какой-то неизвестный, не включенный в программу «Фаул» - увольте.

Иными словами, наивная девочка просто выбрала неправильную любимую книгу, как бы глупо это ни звучало. Правильно ли поступила учительница – этот вопрос я даже не ставлю. Это было неправильно, несправедливо и совсем не так, как должен поступать учитель литературы, задача которого – взрастить в учениках любовь к чтению.

Ветка комментариев


Мой преподаватель литературы напрочь отбил всякое желание читать классику. В 9-10 классах (я училась еще в десятилетке) я не прочла ни одного программного произведения, при том, что была очень читающей девочкой. Создавалось впечатление, что она хочет отбить всякое желание вообще читать что-бы то не было... Хорошо, что ей это все-таки не удалось


Рад за вас! У меня тоже была странная "училка" (иначе не назвать), про книгу Чернышевского "Что делать?" она говорила - читать не будем, идиотское произведение. Тут уж и не поспоришь.


И ведь действительно, как тут поспоришь...
А нам на уроках литературы давали под запись материалы по книгам - официальная версия, которую мы должны были озвучивать на уроках (отвечая материал) и на экзаменах. Я так подозреваю учительница диктовала нам собственные конспекты лекций из института


Мне больше всего претило, когда училка весь урок рассказывала нам суть произведения по свои институтским конспектам, а потом нужно было ее перенести на бумагу в виде сочинения. Если бы ты написал, что Каренина - психованная истеричка (в других фразах) считай двойка.


Ну и что делать с такими "учителями"? Чему они могут научить? Хорошо, если ребенок крепко прикрыт со всех сторон родителями, которые и книжку, которую нужно прочесть, подскажут, и после прочтения о книге поговорят. А если нет?


Так вам сразу и не отвечу. Мне кажется, проблема еще в том, что учительство превращается в ремесло, встает на накатанные рельсы и надоедает по полной. Тут и перманентная однообразная каждый год программа по литературе, и несформировавшиеся подростки, которым не до таковой и всякие административные нагрузки. У нас был в школе учитель литературы мужчина(!), творческий человек, всегда любил слушать мнения учеников, имел свой взгляд на каждое произведение и умел его отстоять. Интересный человек, всю учебу в школе жалел, что не попал к нему.


Мне тоже кажется, что бОльшая часть данной ситуации от того, что в педагогические ВУЗы идут люди не по призванию, а потому, что "больше никуда не берут". Люди просто выполняют определенные действия, говорят определенные слова... и очень не любят, когда ребятишки имеют мнение отличающееся от общепринятого. Страшно это.


Да у нас везде так... Эти профессии считаются непрестижными, поэтому туда идут те, кому бы лишь "вышку". Кстати, у вас похожая на мою история про книги из мусорки)


Да, было дело... (это я про мусорку)
Поскольку с учителем литературы мне в свое время не повезло, а читать я всегда любила и делала это запоем, я последние два года школы планировала поступать в пед. К тому же мне всегда были интересны истории про школу. Я хотела быть учителем, хотела рассказывать детям про свои любимые книги, слушать про то, что нравится им... И мне всегда казалось, что именно там я была бы на своем месте. Чем ближе были выпускные экзамены, тем сильнее давили на меня родные и знакомые, доказывая, что дети уже не те, что и хулиганов и бестолочей все больше и больше. Что бОльшая часть учителей постоянные посетители психиатрических больниц (и в нашей школе два учителя к тому времени там побывали, кстати одна из них как раз наш преподаватель литературы). В общем в пед я не пошла. Прошло 26 лет... Жалею до сих пор


Кстати на эту тему есть замечательный отрывок у Крапивина в книге "Бронзовый мальчик". Там дети на уроке обсуждают "Тараса Бульбу". Каждый раз когда перечитываю Крапивина, на этом месте теряю дар речи. Хорошо, что кратковременно )))


Это вообще не редкость. Из всей программы литературы я вынес только, что Катерина - это луч света в темном царстве, отделывался стихами, благо много помнил, и катал итоговые сочинения с изложениями у одноклассниц - читать программу я какое-то время честно пытался, но то, что учитель принимала только одно установленное мнение какого-то именитого критика (шаг влево, шаг вправо - двойка: кому нужно твое мнение?) и не умела совладать с классом, из-за чего всегда стоял гвалт и никакого обсуждения не получалось вовсе, напрочь отбило мне всякий интерес.


Да-да-да. Катерина - луч света... ))) Это я тоже до сих пор помню. А еще в конце 9-го класса учительница пытала меня, вызвав к доске, что же именно видел Андрей (Война и мир) в небе над Аустерлицем, когда его ранили. Поскольку ответить я так и не смогла, но ставить мне 2 у учительнице почему-то рука не поднялась, она поставила мне 3. И за полугодие вывела тройку. Это самая позорная моя оценка за все 10 лет, да еще и по литературе! Немыслимо. Когда я, много лет спустя, дочитала до того самого места про Аустериц, так и не поняла, что именно хотела услышать моя учительница. Там один абзац, и кроме неба Андрей там ничего и не видел...


А как же письмо Татьяны с "Кончаю, страшно перечесть"?)))


К моему величайшему стыду, прошло мимо. Прочесть в школе я так и не смогла, очень мешали ссылки (хотя первоначально желание было). Наизусть, конечно, учила, даже читала у доски, получив, как обычно за такие вещи, 5 с плюсом. Видимо работала кратковременная память. Прочла и сразу забыла. Уже лет пять собираюсь восполнить пробел. Но поскольку много работаю и читаю в основном за завтраком и ужином, чтиво для меня скорее развлекаловка и разгрузка мозгов. Чтобы можно было в любой момент прерваться. Но торжественно обещаю, все равно прочту. Обязательно! ))) В хотелках половина классики, в свое время прошедшей мимо... Может на пенсии? )))


Я сам до конца не дочитал "Онегина". Не переживайте, многие до сих пор думают, что Онегин - это писатель))) Интересно перечитывать классику, с возрастом взгляды на произведения меняются. Вы молодец, что хотите прочесть, а многие живут с этим и в ус не дуют))


Это да, прочесть я хочу! Причем много чего хочу прочесть! Очень хочу.... Но, я тут посчитала, если буду читать 7-8 книг в месяц, то моих хотелок мне хватит на 31 год, если остановиться и не добавлять )))))))))) Могу и не успеть. Но не добавлять не получается. Как прочту хорошую/интересную/необычную рецензию, сразу хочу. Такая Великая Хочуха))))))))))))


Да вы не заморачивайтесь на хотелках, просто читайте. А потом может ведь настать момент, когда многие книги из вишлиста станут вам не интересны и не нужны) А рецензии штуки опасные, заманивают)))


Не знаю, может Вы и правы, но я люблю добавлять, я при этом думаю: "как много у меня еще не прочитанного, как много у меня впереди еще интересного, нового, завораживающего, непознанного, невиданного...." и это меня слегка поддерживает и тянет вперед...


Открою Вам тайну, перечитывать интересно любую книгу, не обязательно классику. И часто открываешь в них (книгах) что-то такое, чего в предыдущие разы даже не заметил. Есть у меня несколько книг, которые я периодически перечитываю. И без этого уже не могу...


Вот по себе скажу, чьо не любую. Есть книги, которые я не хочу перечитывать никогда. Но ведь все течет, все меняется...


Согласна, преувеличила. Я тут поддалась на всеобщую истерию и прочла "Дом странных детей". Эту книгу я точно перечитывать не буду. Жалко время, которое я на нее потратила... Но вообще я говорила о Книгах, а не о книжонках. Есть любимые, которые перечитываешь. Есть уже проверенные средства от депрессий и плохого настроения. А есть просто настоящие друзья, встреча с которыми делает мою жизнь краше


"Мастер и маргарита" одна из таких для меня. Обидно вообще время на туалетную бумагу с букфами. Была у меня мысль прочитать "Дом странных детей", вот ваш отзыв настораживает


Да? А мне не пошла... Начинала три раза, бросала, потом, проявив, скорее упертость, чем упорство, прочла. Меня не зацепило.
А про "детей"... Может быть я уже просто переросла? Но такой трактовки происшествия, известного как Тунгусский метеорит, я еще не встречала. Прочтите, если есть желание. Нужно же, в конце концов иметь собственное мнение )))


Как-нибудь соберусь))


Просьба, если вдруг прочтете, напишите. Интересно как вы отнесетесь к этому чтиву


Кстати, про бумагу с букфами... Неделю назад моя подруга, отличающаяся нестандартным мышлением, подарила мне сувенирный рулон туалетной бумаги с напечатанными анекдотами. Я ошарашилась, и уже позже подумала, что скоро и книги печатать начнут


А вроде уже начинали, была новость как-то)


Вот ужас, то! Хотя... если это кого-то сподвигнет на чтение, то я скорее за. А вот авторам, наверное, очень обидно...


вот ссылка)


Спасибо, дома посмотрю. Мой рабочий день закончен. Будьте здоровы, до встречи...