Больше историй

15 июня 2023 г. 21:14

395

Мысли, навеянные чтением

Меня очень зацепил сюжет в первой половине романа, связанный с лордом Гренвилем. Читателю становится очевидно, что Жюли разочарована в браке, не любит своего мужа (вернее, по её словам, любит, но не так, как хотелось бы; по словам её тети, Жюли была бы рада, если бы маркиз был её братом, но не мужем), но воспитание и порядки в обществе заставляют её «терпеть». Маркиза смиренно принимает тот факт, что их общение с лордом Гренвилем имеет границы, она наслаждается мгновениями в его обществе и прощается, когда приходит время. Но это не значит, что её чувства растворились, она продолжает в глубине души надеяться, что это взаимно, что возлюбленный не забыл о ней, и каково же её удивление и насколько безгранична её радость, когда она узнает, что это действительно так, что объект её мыслей всё время тайно был рядом, не покидал город и наслаждался возможностью видеть её, пусть и издалека. Бальзак и другие писатели приписывают эту черту женщинам - оттолкнуть, но в тайне надеяться, что это не остановит мужчину, испытывающего серьезные чувства. Достаточно странное явление, пожалуй, не очень здоровое по своей сути, но вот интересно, насколько в действительности ему подвержены женщины и есть ли что-то подобное и у мужчин тоже. Могу сказать, что сама зачастую склонна к подобному поведению, но нормальным его не считаю.

***

Еще один интересный момент, опять же, связан с лордом Гренвилем. В отсутствие маркиза он является в дом Жюли, сообщая, что не в силах продолжать жизнь без нее и намерен покончить с собой, но перед этим хотел в последний раз её увидеть. Это наталкивает на мысли о том, что порой в жизни женщины ждут от мужчины ярких эмоций, признаний, душевных терзаний и так далее. Но с положительными проявлениями эмоциональности всегда бок о бок идут и отрицательные - такие как импульсивность, склонность к патологической ревности и, возможно, депрессии. Это лишь мое личное наблюдение, основанное на персональном опыте, так что, я могу ошибаться. Часто за романтическими моментами, стихами и феерией чувств в таких ситуациях следуют нелицеприятные сцены, претензии, угрозы, либо периоды «ухода в себя» и прочие «прелести». При этом, мужчины рассудительные, спокойные и не склонные к ярким проявлениям своих чувств чаще всего ведут себя таким образом перманентно - вы не получите серенады под окном, но и битья посуды не будет тоже.

***

Безумно интересным в романе мне показался вопрос материнства. Жюли рожает ребенка от «нелюбимого» мужа и понимает, что не ощущает особой любви и к ребенку тоже. Она просто выполняет свою биологическую роль - как в животном мире мать вскармливает и какое-то время заботится о детеныше, так и она. При этом, она считает, что если бы ребенок был от любимого человека, то ситуация бы кардинально изменилась, и мы можем увидеть это в описании трагической прогулки, во время котором старшая дочь из ревности толкает младшего брата с обрыва. Описание внешности мальчика и повышенной нежности к нему со стороны матери дают читателю понять, что ребенок не от мужа и поэтому он так горячо любим. Это очень сложный момент, в первую очередь, с точки зрения чувств дочери. Она не понимает, что с ней не так и просто таит в себе скрытую злобу и агрессию. Смерть брата по её вине лишь усугубляет нелюбовь матери и ведет к тому, что у Елены (дочери) помимо смутного и непонятного чувства вины за эту материнскую нелюбовь добавляется и вполне объяснимое чувство вины за смерть брата, что накладывает отпечаток на её дальнейшую жизнь.