Больше историй

20 ноября 2022 г. 12:02

149

Кнопки-плацебо вокруг нас

На курсах по UX дизайну мы обсуждали эту книгу и приведенные автором примеры о кнопках-плацебо, которые зачастую не выполняют никакой функции, но при этом дают нам ощущение контроля над ситуацией. Вот что пишет сам автор в этой книге:



Представьте ситуацию: ваш начальник, одержимый пунктуальностью, ждет вас к 14:00. Вы опаздываете. На часах уже 14:06. А работаете вы в небоскребе «Бурдж-Халифа», самом высоком здании в мире. Его высота — 828 м, а количество этажей — 163. Эти факты крутятся в голове, пока вы мчитесь по длинному коридору к одному из самых высоких лифтов на планете. Тут вам повезло: двери открыты, внутри никого. Вы жмете «152», чтобы попасть на этаж к начальнику, но лифт стоит на месте. Тогда вы нажимаете кнопку «Закрыть двери». Потом еще раз. И еще раз. Только тогда двери закрываются, а лифт приходит в движение.

Возможно, вас это удивит, но кнопка «Закрыть двери», скорее всего, не работает. Там просто загорается лампочка. Это так называемая кнопка-плацебо. Их множество по всему миру. Они есть на офисных термостатах или, например, на столбах у пешеходных переходов в разных городах. С их помощью люди «сообщают», что хотят перейти проезжую часть. Однако в 2004 году в Нью-Йорке работала лишь пятая часть из 3500 таких кнопок. Причина проста: нет смысла тратить деньги на их реальное подключение и обслуживание — большинство людей обычно не видит разницы. Что же касается лифтов, в 1990 году в США приняли закон об американцах с ограниченными возможностями, согласно которому двери должны быть открыты достаточно долго, чтобы люди, передвигающиеся на костылях или инвалидных колясках, успели попасть внутрь.

Одним из домашних заданий было найти примеры других кнопок-плацебо в цифровом мире. Брать примеры из Гугла мне не хотелось, так что пришлось чуть напрячь извилины и вспомнить, где же еще я мог встретить подобный фунционал.

Первым делом мне вспомнилось мобильное приложение "Яндекс Go". Когда вы собираетесь заказать такси, вам предложено несколько опций выбора: эконом, комфорт, доставка или самый быстрый. Даже если вы собираетесь выбрать вариант "Эконом", в приложении появляется надпись о том, что "Комфорт" приедет быстрее на 2 мин. Это навело меня на мысль, что вариант "Самый быстрый" в данном контексте является той самой кнопкой-плацебо, поскольку дублирует действие вызова "Комфорта", но при этом дает ощущение, что вы сможете раньше уехать. И когда вы опаздываете, то разница между "вызову такси" или "вызову такси, которое приедет ко мне быстрее" ощутима.

картинка Kvertoff

Второй пример мне подарил наш любимый LiveLib. Если вы замечали, то на странице новой рецензии есть кнопка "Сохранить черновик", которая по сути не очень нужна там, т.к. текст автоматически сохраняется в черновик с определенной периодичностью времени. То есть совсем неважно, как вы сохраняете черновик - при помощи кнопки или просто закрыв страницу, он все равно окажется у вас в черновиках. Но на уровне работы мозга эта кнопка дарит нам чувство спокойствия, потому что мы совершаем осознанное действие для сохранения. И во многом она обусловлена уже знакомой нам ментальной моделью, т.к. раньше в Microsoft Word мы всегда сохраняли текст, нажав на иконку или выбрав в модалке вариант "Сохранить и выйти".

картинка Kvertoff

А вы встречали кнопки-плацебо в цифровом мире? Если у кого-нибудь есть еще примеры таких кнопок, будет интересно обсудить.

Комментарии


Добрый вечер,

Не знакома с книгой, о которой речь, но сама идея "кнопки-плацебо" понравилась.
Хотя, на мой взгляд, Ваш собственный пример с Яндекс-такси значительно ближе к возможной сути этого термина, нежели довольно странная авторская трактовка.
Возможно, бессмысленноссть цитаты (относительно смысла, которым способна располагать подлинная "кнопка-плацебо") вызвана, как теперь часто бывает, плохим переводом, либо сам автор не бывал в этом здании, Бурж Халифа.

Я была там, на самом верху, и могу Вас заверить, что "офисов" там нет точно -- только несколько сверх-дорогих апартаментов и верхняя смотровая площадка, самая высокая и дорогая, долларов 140 с носа билет стоил, кажется, за что Вам приносят что-то попить и какие-то птифуры на закуску и дают полчаса любования... ничем в общем-то, так как из-за пересвета горизонт обозрения до обидного невелик.
Выше -- только радио-мачты и, возможно, стюардесса Emirates с плакатом. ))

Так вот, пример автора "мимо денег", мне кажется.
Кнопки в лифте не "не работают", а срабатывают с заданной отсрочкой и в целом функциональны.

А вот если и есть в лифте "кнопка-плацебо" -- то это, скорее, "если Вы застряли в лифте, нажмите сюда, для связи с диспетчером....".
В наших лифтах -- точно, учитывая, сколько времени Вы будете ждать помощи и просто ответа.
Но она там для того и есть, чтобы Вы двери не ломали сразу и ехать не боялись. )

Есть еще стопиццот подобных кнопок рода "написать директору", "подать жалобу в прокуратуру", "записаться", "проголосовать" и т. п. -- которые не ведут никуда и ни к чему не приводят.

Да и вообще - "плацебо" в нашей жизни почти всё, не только кнопки. )

Спасибо за термин в любом случае.

С уважением,
EZ

картинка _EZ_


Думаю, что автор просто решил выбрать в качестве примера наиболее известное высокое здание. На самом деле есть лифты, в которых кнопка «закрыть двери» работает моментально после ее нажатия. Но во многих лифтах двери закрываются независимо от того, нажимали ее или нет.

У нас обсуждался аналогичный пример с вызовом диспетчера, только это была кнопка вызова официанта. Тут тоже во многом решает контекст. Задача кнопки подать сигнал официанту. Если она его подает (пусть даже на этот сигнал не сразу отреагируют), кнопка функциональна. Если никакого эффекта от нажатия нет (то есть не передает сигнал), это просто нерабочая кнопка. В случае кнопок-плацебо итоговое действие все равно наступит, просто это не будет зависеть от нажатия конкретной кнопки.

Есть еще похожий пример нерабочей кнопки «stop» у нас в автобусах. В нашем городе ей просто не пользуются, потому что нет необходимости. Водитель все равно останавливается на каждой остановке, даже если никто не выходит и не заходит. Хотя во многих городах Европы кнопка нужна, чтобы сообщить водителю, что ты собираешься выйти на следующей остановке. Наверное, поэтому многие неработающие кнопки выглядят в разном контексте плацебо)