Больше историй

29 октября 2022 г. 02:24

331

«Песнь про … купца Калашникова» — поэма М.Ю. Лермонтова о поединке чести и бесчестия. Конфликт между Божией правдой и эгоизмом. (1837г.)
Степан Калашников («молодой купец, статный молодец»). Герой — честный человек, он любит свою семью, уважает царя и идёт на бой «за святую правду-матушку» для того, чтобы защитить честь жены (Алёны Дмитриевной), которую оскорбил Кирибеевич. Для создания образа Степана Парамоновича автор использует метафору и олицетворение («горят очи его соколиные»).
Кирибеевич (указана только фамилия) является опричником царя и многое себе позволяет. Автор использует эпитет, называя его «басурманским сыном», указывая этим на то, что он не христианской веры. Для Кирибеевича закон — царь, для Калашникова — воля Бога. Лермонтов также называет Кирибеевича «лукавым рабом», так как он не честен ни перед собой, ни перед царём.
Перед боем Кирибеевич поклонился только царю. Чего нельзя сказать про Калашникова, ведь он:
Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквам,
А потом всему народу русскому.
Кирибеевич погибает в бою с Калашниковым. Царь уважительно отнёсся к тому, что Калашников отказался выносить во всеуслышание то, за что убил Кирибеевича, тем не менее, Калашникова казнят. Иван Грозный поступает по закону, но проявляет милосердие. 

Комментарии


Анна, добрый вечер )

Это что, задания к ЕГЭ теперь так выглядят? Или, вернее, «сборник правильных ответов»? )

Уважаемая Анна... Лермонтов М. Ю. был второй по уму и по таланту человек в XIX веке, после Пушкина А. С., а по мужеству -- ему равный.
И умер он так рано -- чтобы только не подписаться никогда под теми формулами, которые у Вас в истории подчеркнуты.
Особенно первая и последняя поразили -- я даже полезла перечитать грешным делом: где ж там



Иван Грозный поступает по закону, но проявляет милосердие. 

и что там за



Конфликт между Божией правдой и эгоизмом.

Эта «песня» -- стилизация под славословие, но не славословие. Это горький сарказм.
Царь в России никогда не поступает по закону. Потому что он «царь», и законов всех, вплоть до недавнего времени, только и было, что его же, царские, указы.
И даже здесь он нарушает им же сказанное пять минут назад:
«Кто побьет кого, того царь наградит».
Пять минут назад сказанное, при всех.



является опричником царя и многое себе позволяет

Нет, Анна. Позволяет ему -- царь. По тексту.

И конфликт безусловно есть -- но конфликт этот, вечный наш, между вседозволенностью государевых людей (опричники) и людьми «простыми», не «в обойме», и их правом на жизнь и на, извините, счастье.
Оглянитесь. Этот конфликт повторяется, как фрактал, каждый день.

Эта «песня» -- трагедия. И Бог здесь ни при чем.
Посмотрите, на досуге, про опричнину -- и какие организации ей наследовали и здравствуют по сей день. И кто был Малюта Скуратов -- чей воспитанник Кирибеевич...
Посмотрите, а потом прочтите, при возможности, Лермонтова еще раз.

И спасибо Вам -- за напоминание об этой вещи.
Страшно было читать. Сейчас...

С уважением,
EZ

картинка _EZ_


Здравствуйте) Действительно, это читательский дневник с пометками для ЕГЭ. Здесь нет полноценной истории, раскрывающей каждую мою выделенную мысль, это просто краткий пересказ с цитатами и основными моментами произведения. 

Да, конфликт, про который я пишу, не основной, но это то, что может понадобиться для ЕГЭ. Я понимаю, что некоторые мысли неясны, но они взяты из моего сочинения, проверенного экспертом ЕГЭ, и именно в нем я указывала про этот конфликт чести и бесчестия, а также о вере главных героев, которая всё же хоть какую-то роль играет.  

Про Ивана Грозного отчасти соглашусь, но то, о чем я пишу, — просто образ, который нужен на ЕГЭ. 

Что же касается Кирибеевича, то он многое себе позволяет, так как знает, что наказания от царя не последует. (Просто незаконченная формулировка). 

Большое спасибо за ваш комментарий, было очень интересно почитать)

Анна, добрый вечер!

Спасибо большое за разъяснения... Несколько раз перечитала -- чтобы ничего не упустить.



....но то, о чем я пишу, — просто образ, который нужен на ЕГЭ.

Потрясена... Это ТАК теперь велено понимать русскую литературу?? ((

Религия здесь правда ни при чем.
Все эти церковки и прочая христианская атрибутика, со всеми своими заповедями, служит у Лермонтова лишь фоном -- безмолвным, бездействующим, но очень контрастным -- тому, что творят с человеком государевы люди и государь.
Который, как Вы, наверное, знаете, сам был с заповедями не в ладах.

И "православный царь" -- отнюдь не обычное титулование царя. "Православный" -- слово лишнее, действуй этот царь по-христиански. И у Лермонтова оно -- упрек, тоже очень горькая ирония.

Как и "басурманский сын" -- не о вере и национальности, они неважны, но эвфемизм другого выражения со словом "сын", которое в той ситуации уместно.
И дополнительное указание на то, насколько не "по-людски" (мораль придумал не Бог, мораль придумали люди) он действует в отношении этой семьи.

С уважением,
EZ


И еще я хотела спросить Вас, отдельно, про "Божью правду":
Я впервые вижу этот термин и хочу понять, что он значит -- что это за величина, единица? Кем она определена?
"Божья правда" теперь тоже допустима на ЕГЭ -- в светской общеобразовательной школе..??

Мне казалось всегда, что ПРАВДА не может быть "Божьей" или чьей-то еще. Она вообще не требует эпитетов.
Правда, в чем и загвоздка -- одна.
А вот лжи, к сожалению, может быть сколько угодно.

Впрочем, Вы это понимаете. Я пишу это не для ЕГЭ, а для Вас.
Лермонтов не был святошей, ханжой, подпевалой.
Лермонтов был гражданин, офицер и порядочный человек.

Спасибо большое за диалог и за напоминание об этой вещи.

С уважением,
EZ

картинка _EZ_

Лермонтов, 1837. Военно-Грузинская дорога.