Фёдор Достоевский «Братья Карамазовы» — история TibetanFox
20 мая 2013 г. 17:05
2K
Ночь музеев 2013
В выходные мы собрались на "Ночь музеев". Я готовилась, как к свиданию, надела любимое платье, сделала причёску, нашла ту редкую обувь, которая одновременно и красивая, и подходящая для многокилометровых забегов. Некоторые люди настолько привыкли к несоответствию названия и действительности, что искренне вопрошали: "А что "Ночь музеев" — это в самом деле ночь?" А вот да, до шести утра.
Впрочем, где-то половина музеев работала вовсе не в ночь, а с 18.00 до 23.00. Где купить единый билет? Выбор между музеем Ахматовой и музеем Суворова. Выбор сделали неудачно, потому что в музее Ахматовой принцип организации был сугубо поэтический, читай: никакущий. Бестолково потыкавшись по закоулкам мы совершенно случайно услышали — централизованно это никто не объяснял — что на экскурсию надо брать бесплатные билетики со стенда, но билетиков там было очень мало, и ближайшая доступная экскурсия возможна была только через полтора часа. Ждать так долго было скучно, поэтому фигушки, а не музей Ахматовой.
Дальше мы направились в музей Достоевского, и после ахматовского хаоса это был настоящий бальзам на душу. Поэтому и историю эту я пишу к "Братьям Карамазовым", а не абы к какому сборнику. Огромное спасибо организаторам экскурсий в музее Достоевского, было великолепно, хотя даже представить жутко, как сложно организовать запуск огромного количества людей в крошечный и уютный музейчик. Запускали небольшими "порциями"-группами, в коридорах стояли направляющие, которые сначала запускали в общий зал. Там определённой привязки к экскурсоводам не было, у разных экспозиций стояли разные люди и можно было либо слушать одного и того человека, постепенно перемещаясь по всему залу, либо хаотично бегать и слушать только то, что тебе интересно (ну, или слушать понравившихся экскурсоводов, потому что они все очень разные).
Дальше — самое сложное, музей-квартира. Народу было действительно очень много, поэтому опять же "порциями" запускали из одной комнаты в другую. Время рассчитано точно, как только наступает пора переходить, группа перед вами как раз передвинулась дальше, а группа сзади готова занять ваше место. В каждой комнате — экскурсовод в историческом костюме, рассказывает про быт семьи Достоевских и показывает подлинные и реконструированные вещи. Ну и, конечно, знаменитые истории про коммуналку и про то, что так и не нашли, в какой же комнате была спальня Фёдора Михайловича.
Под конец выбираешься из многолюдного помещения на свежий воздух и замечаешь, что тебе успели дать на память страничку с черновиком романа. Совсем как мои конспекты в университете: неразборчивый почерк, потом вдруг каллиграфический, каляки-маляки, вдруг текст побежал куда-то вбок, зачёркнуто, приписано впопыхах...
Далее — музей Арктики и Антарктики, совсем рядом, и долгая прогулка до Литературного музея. Завершилась "классическая часть" библиотекой Маяковского и большим залом филармонии, причём нам очень повезло. Вошли мы туда за десять минут до начала, заняли удобные места перед сценой, а когда уходили и увидели очередь на следующее выступление — ахнули. Она уходила за угол дома и ещё далеко-далеко, наверное, даже на сотни метров, а не на десятки. И как-то радостно стало, что такой ажиотаж именно в филармонию (тем более, что программа была превосходная), а не на какую-нибудь дегустацию бесплатного кофе.
Ну а дальше музейная лафа закончилась, потому что нам приспичило посмотреть современное искусство. Это оказался полный швах. Ладно еще Пушкинская 10 и нонконформистское искусство, ему положено ехать на горбу старого андеграунда и не уходить дальше экспонатов из соплей и какашек, потому что, увы, андеграунд у нас сейчас — понятие едва ли не некромантское. Но вот "Этажи" и "Ткачи" — просто песня. В "Этажах" какие-то уныло-хипстерские претенциозные псевдоэпатажные инсталляции. Половину заявленного в путевом листке мы вообще не нашли, видимо, схлопнулось до нас, потому что временные рамки обозначены не были. Тут я даже спорить не буду, высокой идеи такого искусства я не понимаю. Нельзя спекулировать на абсурде настолько долго, время, когда он нёс какую-то идею, уже прошло. Впрочем, современный абсурд, как мне кажется, и идеи-то не несёт, просто его легче всего тяп-ляпать. Не видите идею? Ну и сами дураки, ничего в искусстве не понимаете, а я творец. В "Ткачах" же показывали мультики про письки, с таким отвратительным видеорядом, что эпилептиков бы сразу контузило. Зато под писькомультики мы смогли расслабиться на удобных креслицах — ведь весь путь мы проделывали пешком и уже изрядно устали.
После "современного искусства" никуда идти больше не хотелось. Доехали до центра, перекусили, прошлись до моего дома под уже утренним еле-дождичком. В любом случае, это было очень круто, и я точно знаю, куда мы в следующем году в "Ночь музеев" пойдём, а куда нет. В Музей Достоевского-то точно пойду, хоть уже и видела каждый из экспонатов не раз.
Эх, матрос, ты слишком долго плавал...