Больше историй

19 июля 2022 г. 16:30

2K

Николай Семёнович Лесков – «Левша» («Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»)

Ввиду не зависящих от нас внешних причин старший не поехал в этом году на лето в деревню к бабушке и дедушке, где обычно происходила его каникулярная литературно-интеллектуальная жизнь, сиречь освоение школьного списка рекомендованной к прочтению литературы. Поэтому со списком он сражается в городе, и я не могла пустить это на самотек, так что теперь по вечерам у нас происходят обсуждения прочитанного, а я освежаю в памяти классику на уровне школьной программы.
Для справки: список дан учащимся, перешедшим в 7 класс.
Далее впечатления от прочитанного с моей и с детской точек зрения.

Здесь у юного читателя вышла проблема не с содержанием (с ним худо-бедно, хотя определенный экскурс в историю России понадобился), а с языком: по первости ребенок прочитал текст, вообще не обращая внимания на своеобразие выражение мысли; некоторые слова он автоматически «переводил», другие (которые с ходу «перевести» не мог) успешно игнорировал. Только когда мы сели вместе и стали разбирать то, как в тексте «Левши» воплощается русский язык во всем его многообразии, как язык литературный причудливо переплетается с просторечными и диалектными словами и выражениями, история заиграла скрытыми в ней красками. Именно тогда проявился и скрытый в тексте юмор, а также меткость народного искажения литературных слов (на моего сына особое впечатление произвела «долбица умножения», например).
Банальный, но все же вывод: это не тот текст, который можно осилить с наскоку и для галочки, но, пожалуй, редкий ребенок будет возиться с языковой структурой самостоятельно; в лучшем случае освоит событийную часть (что, в принципе, уже неплохо).