Больше историй

10 апреля 2022 г. 16:03

2K

Борьба с правдой и за правду

Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
Л.Н. Толстой

История демонстрирует, что знаменитое толстовское высказывание плохо работает в случае государств. В поступках диктаторов разных стран и на разных временных отрезках немало общего, а логика развития авторитарных режимов – предмет отдельного исследовательского интереса.
Так, большинство оперившихся диктаторов понимают исключительно язык силы и верят только в силу. Один из их ночных кошмаров – показаться слабыми в глазах своих соотечественников и мирового сообщества. Количество человеческих жертв для них пустой звук, если на кону их престиж - то, как диктаторы трактуют это понятие в своей извращённой системе координат.
Диктаторы, как правило, не любят правду. Они предпочитают размывать имеющиеся факты и добиваться своих целей, добавляя каплю правды в море или в бочку (масштабы, естественно, бывают разные) лжи.
Если ничто не есть правда, значит возможны любые, даже самые абсурдные, интерпретации.

Не так давно я посмотрела документальный мини-сериал Netflix «Как стать тираном». В нём рассматривается проблема диктатуры на примере нескольких классических тиранов. Создателям было несложно выявить повторяющиеся элементы и показать, как тираны с очень разным бэкграундом во многом повторяют друг друга. Не скажу, чтобы мини-сериал мне понравился. Поверхностная и клиповая подача, неизбежные серьёзные упрощения (иногда они оправданы) и небольшие неточности. Кто-то может поставить под вопрос выбор создателей проекта. Скажем, третий эпизод посвящён диктатору Уганды Иди Амину, а такие мастодонты, как Мао или Пол Пот в Камбодже, проигнорированы. Ну, как говорится, нельзя объять необъятное. К сожалению, мировая история (и не только она) предлагает достаточно кандидатов, готовых посоревноваться в кастинге на роль «главного кровопийцы».

При этом сериал имеет положительные стороны, которые делают его, на мой взгляд, заслуживающим внимания. Шесть коротких серий - каждая не более получаса - подойдёт для людей с низкой концентраций внимания и не отнимет много времени.
Мини-документалка даёт выжимку из так называемой методички, описывающей практики, к которым, чаще или реже, обращается большинство правителей, присвоивших себе практически неограниченную власть... Как мы отметили вначале, тирания и оригинальность едва ли совместимы.

Один из предлагаемых Тимоти Снайдером - автором книги «О тирании. 20 уроков XX века» - уроков по противостоянию тирании гласит, что надо стремиться к истине и верить в неё. В этой связи автор обращается к работе филолога и литературоведа Виктора Клемперера, который изучал и разоблачал современную ему пропаганду.



Пренебрежение фактами есть пренебрежение свободой. Если правды нет, то никто не может критиковать власть, потому что для этого нет никакой почвы. Если правды нет, значит, всё – спектакль. Чем больше кошелёк, тем ослепительнее зрелище.

Вы подчиняетесь тирании, когда отказываетесь делать различие между тем, что вы хотите услышать, и тем, что есть на самом деле. Этот отказ от реальности может казаться естественным и даже приятным, но его результат — ваше поражение как личности и, как следствие, коллапс любой политической системы, которая опирается на индивидуализм. Как замечали исследователи тоталитаризма, такие как Виктор Клемперер, есть четыре вида смерти истины, и мы видели их все.
Первый вид — это открытая враждебность проверяемой реальности, которая выражается в том, что выдумки и ложь выдаются за факты. <…> Доля лжи столь велика, что даже корректные утверждения на этом фоне кажутся случайными оплошностями на пути к абсолютному вымыслу. Обесценивание мира реального ведет к появлению выдуманного антимира.
Второй вид смерти истины — это шаманские заклинания. Как отмечал Клемперер, фашистский стиль опирается на «бесконечное повторение», призванное сделать выдуманное приемлемым, а преступное — желанным.
<…>
Следующий способ — магическое мышление, или полное приятие противоречий. <…> Приятие настолько радикальной неправды требует явного отказа от рационального подхода. Истории Клемперера о том, как в Германии 1933 года он терял друзей на почве магического мышления, сегодня звучат пугающе правдоподобно. Один из его бывших студентов умолял его «отдаться своим чувствам, и [говорил, что] вы должны всегда думать о величии фюрера, а не о тех неудобствах, которые вы ощущаете сейчас». Через двенадцать лет, после всех ужасов, в конце войны, очевидно проигранной Германией, солдат с ампутированными конечностями говорил Клемпереру, что Гитлер «еще никогда не лгал». «Я верю в Гитлера,» — говорил он.

Наконец, последний вид смерти истины — это необоснованная вера.
К ней относятся высказывания в духе самообожествления. Когда вера спускается с небес на землю таким путем, уже не остается места для маленькой правды, основанной на личной интуиции и опыте. Клемперер ужасался тому, что это изменение казалось необратимым.
Как только истина из области фактов переходила в область пророчеств, отпадала необходимость в доказательствах. В конце войны один рабочий сказал Клемпереру, что «от понимания нет пользы, нужно иметь веру. Я верю в фюрера».

Ионеско посвятил пьесу высвечиванию влияния агрессивной пропаганды на умы.



Великий румынский драматург Эжен Ионеско в 1930-е годы наблюдал, как его друзья один за другим скатываются к языку фашизма. Этот опыт лег в основу его абсурдистской пьесы «Носорог», в которой жертвы пропаганды превращаются в огромных рогатых животных. О том, с чем столкнулся он сам, Ионеско писал:
Профессора университетов, студенты, интеллигенты превращались в нацистов, один за другим вступая в «Железную гвардию». Поначалу они, конечно, не были нацистами. Нас было около пятнадцати человек, мы собирались вместе, разговаривали, пытались найти контраргументы. Это было нелегко… Время от времени один из наших друзей говорил: «Я с ними, конечно же, не согласен, но по некоторым пунктам, тем не менее, следует признать, вот, например, евреи.» и т. д. Это уже был симптом. Недели три спустя этот человек уже был нацистом. Он был захвачен этим механизмом, он все принимал, он становился носорогом. Ближе к концу уже только трое-четверо из нас еще могли сопротивляться.

Задачей Ионеско было показать, насколько дикой является пропаганда на самом деле и насколько нормальной она кажется тем, кто поддался ее воздействию. Используя абсурдный образ носорога, Ионеско пытался шоковым приемом заставить людей обратить внимание на странность происходящего.


Эти носороги бродят по саваннам нашего сознания. Сегодня мы крайне озабочены явлением под названием «постправда» и склонны думать, что пренебрежение к фактам жизни и создание альтернативных реальностей — это что-то новое, постмодернистское. Но здесь нет почти ничего, что бы Джордж Оруэлл не обозначил еще семьдесят лет назад в своем понятии «двоемыслия». В своей философии постправда воссоздает абсолютно фашистское отношение к истине — именно поэтому ничто в нашем мире не удивило бы ни Клемперера, ни Ионеско.
Фашисты презирали скромную правду повседневного опыта, они любили звонкие слоганы, звучавшие подобно новой религии, и предпочитали красочные мифы журналистике или истории. Они транслировали через новые медиа (которым в то время было радио) барабанный бой пропаганды, который возбуждал в людях чувства прежде, чем они успевали удостовериться в фактах. И сегодня, как и тогда, многие путают веру в отнюдь не безупречного лидера с правдой о мире вокруг нас. Постправда — это предфашизм.

картинка nika_8
Пабло Пикассо, Герника
Картина считается одним из самых известных отображений страданий и ужасов войны

Комментарии


Credo quia absurdum так это называется. Шаманские заклинания, необоснованная вера и магическое мышление по сути одна и та же вещь - вера в абсурд, достигаемая массовым гипнозом. Шаманские заклинания и есть один из способов погружения человеческой массы в состояние полусна, отрыва от реальности, от возможности хоть какой-то объективной оценки реальности.


Credo quia absurdum

Ёмкое выражение, не теряющее актуальности... Надо запомнить)
Вы правы, шаманские заклинания, необоснованная вера и магическое мышление описывают в общем-то одно и то же. Возможно, выделяя их в отдельные категории, Клемперер хотел понятнее донести свою основную мысль о том, как критическое мышление (если оно и было) даёт критический сбой.


Спасибо, Ника.
Можно больше не строить домыслов, что имел в виду Ионеску. Оказывается, всё задокументировано :)
Интересно про четыре вида смерти истины


Да, цель пьесы, как оказалось, обозначена чётко... А носороги, кажется, бессмертны)
Цитата получилась длинная, но хотелось поделиться.
Спасибо, что прочитал, Женя)


А носороги, кажется, бессмертны)

Дорогая Ника, вы что, хотите убивать носорогов? ) Зочем? ) Они же милые и в "Красной книге" еще! Или вы их едите? Носороги, кстати, кошерные?


Ну что вы, Порфирий Петрович. Животных я люблю и даже мясо не ем)


А есть какая-то живность у вас? :) Это первое.

И второе: вы в тексте дважды упомянули Гитлера и по разу Мао и Пол-Пота. А Ленин? Что о нем думаете?


Я всё же ориентировалась на мини-сериал, который упомянут в истории. Там есть эпизод о Сталине. Всего шесть эпизодов... Думаю, создатели стремились соблюсти баланс, показать примеры диктатур в разных частях света и, в том числе, не забыть про racial justice.
А Гитлера упоминает Клемперер.


А Ленин? Что о нем думаете?

Вы же понимаете, что для того, чтобы ответить на этот вопрос развёрнуто и с аргументами, нужно серьёзно подготовиться и потратить время) Но то, что подобные исторические личности и применяемые ими методы симпатии у меня не вызывают, думаю, и так понятно.


Кстати, я прочел ваш подтекст про животных. Смешно, да.


А носороги, кажется, бессмертны)

Вероятно, бессмертны не только носороги, но ещё и нарциссы. Не зря же они на одну и ту же букву начинаются. )))

картинка Ludmila888


Людмила, рассмешила)) Спасибо)
Носорог такой милый на картинке :)


Спасибо! Очень важная книга, и важная цитата.
Я к этой книге обращалась еще в ноябре прошлого года. Она очень хорошо пошла с Rob Riemen - To Fight Against This Age: On Fascism and Humanism . Обе малышки, обе на важные темы. У Реймана чуть больше оптимизма, а точнее идеализма, его эссе о гуманизме в конце - как глоток свежего воздуха.


Вам спасибо за отклик и за рекомендацию. Добавила книгу в виш. Немного гуманизма и глоток свежего воздуха будут очень кстати.


клиповая подача, неизбежные серьёзные упрощения (иногда они оправданы) 

напомнило мне серию «история за час». В книгах из этой серии тоже «галопом по Европам», но об основных событиях рассказывают.Я согласна, в такой подаче есть свой плюс.

Спасибо за историю, Ника ) было интересно. Схожесть разных диктатур… Единственно у меня возникла мысль, главная ответственность больше на личности тирана (или его узкого круга) или на обществе, которое его «породило». Наверно это один из вечных философских вопросов. 


напомнило мне серию «история за час».

Точно! Кстати, вижу, что ты сейчас читаешь книгу как раз из этой серии)



главная ответственность больше на личности тирана (или его узкого круга) или на обществе, которое его «породило».

О, это архиважный вопрос, нередко болезненный и, на мой взгляд, слишком сложный, чтобы можно было прокомментировать в двух словах. Конечно, я понимаю, что дело не только в конкретных персоналиях или небольшой группе лиц. Мировая история тому подтверждение. Как говорится, зёрна должны упасть на подготовленную почву, чтобы дать ростки... При этом мне кажется, личности тоже играют роль. Скажем, если бы Сталин был не Сталиным, количество простых людей, пострадавших от того режима, могло быть значительно меньше. А если исходить из того, что каждый выживший - это отдельная Вселенная, то... ну, ты понимаешь мою мысль. Не получается сбрасывать со счетов роль личности.

Спасибо тебе за отклик, Кристина)


сейчас читаешь книгу как раз из этой серии)

Уже прочитала. Это книга-малютка )



мне кажется, личности тоже играют роль.

Само собой, что играют. Согласна с тобой.


Упоминаемый сериал, к большому сожалению, не смотрел.
Но от себя мог бы посоветовать цикл передач, доступных для просмотра на ютубе!

Называется: "Тираны"

Ведущие: великолепный Сергей Бунтман и не менее великолепный Айдар Ахмадиев.

Выпуск приложил как-раз, про упоминаемого в истории Пол Пота)

Спасибо большое! Посмотрю/послушаю выпуск.