Больше историй

11 февраля 2022 г. 21:43

683

Гарри Поттер и методы иррационального мышления. Клянусь, что замышляю шалость и только шалость! (с)

Запланировав на этот год больше уделять время перечитыванию, я наконец решила, что надо к этому прилагать старания… Надумала заглянуть в Гарри Поттера.

Первую главу я сначала хотела пропустить – ну там, я же помню – Волдеморт потерпел поражение, волшебники танцуют на улицах, Дамблдор и МакГонагалл разговаривают у дома Дурслей, младенца Гарри Поттера приносят к Дурслям. Пролог и введение, я их не люблю, да… И если я и так уже знаю, то почему бы сразу не начать с действия? Но неожиданно и первая глава меня увлекла.

Я решила ее читать со вкусом, отдаваясь, так сказать, свободному полету мысли… ассоциации и образы… Такое чтение мне доставило массу удовольствия.
Вот что у меня получилось.

Значит, все начинается, как тут отмечено – в обычный серый день… «Когда во вторник мистер и миссис Дарсли //кстати, в моем издании Росмэн, 2000 год они еще именуются Дарсли! Так… кто тут переводчик, Спивакова? Которую все ругали? Так… написано – И.В.Оранский// проснулись скучным серым утром – а именно с этого утра начинается наша история…»

Прекрасно! Это явно Честертон! Это я помню, у него было сказано – не помню, где, может, в «Наполеон из Ноттинг-хилла» - что вообще-то настоящие приключения случаются и происходят не среди ярких красок, а в день серый… Не помню дословно, но смысл такой.

Дальше Дурсли всем семейством завтракают и – «Никто из них не заметил, как за окном пролетела большая сова-неясыть». Тут сомнений быть не может! Это, разумеется, фильм «Лабиринт» (с Дэвидом Боуи в роли Джареда, короля Лабиринта), где волшебство начинается как раз с этого – пролетает сова. А потом она же превращается в Дэвида Боуи… то есть, в Джареда.
Ну, конечно, можно еще рассуждать, что сова – это, наверно, какие-то глубинные мотивы из мифологии… кельтской какой-нибудь… Вспомнить, к примеру, что также в Белгариаде Эддингса (кстати, а я что, не собираюсь перечитывать Белгариад? Надо подумать… ) волшебница Полгара тоже превращается в сову… Но я про кельтскую мифологию не знаю, а вот Лабиринт мне сразу вспоминается, ага.

Дальше мистер Дурсль отправляется к себе на службу, видит кошку… необычную… она изучает карту. И он думает – привидится же такое! И внимательно смотрит на кошку. А кошка в ответ внимательно смотрит на него. Хи… Это определенно Ницше! Да? Там где – «если ты начнешь вглядываться в бездну, бездна будет смотреть в тебя», как там…

В общем, мистер Дурсль замечает, что кошка изучает карту, а еще вглядывается в таблички на домах, но уговаривает себя, что кошки не умеют читать. Тут мне вспоминается Мэри Поппинс! По-моему, там же кто-то… то ли собака, то ли кошка… разыскивая дом, где проживает Мэри Поппинс, бежала по улице и рассматривала таблички на домах… Кстати, в «Мэри Поппинс» также были рассуждения о кошках, которым дозволяется смотреть на королей.

Да, мы уже знаем, что эта кошка была МакГонагалл. Дама в очках… Кстати, по этому поводу мне еще вспомнился старый чешский фильм – очень прикольный! – как там… «Когда придет кот», кажется… Такая абсурдистская сказка… там волшебство появляется с проездом по улицам черного кота в очках.

Дохожу до появления Дамблдора. Он тут гасит фонари на улицах специальным магическим прибором типа зажигалки, только наоборот. Тут мне, конечно, вспомнился «Хоббит». Когда гномы собрались в домике Бильбо, и он им замаялся приносить чай и кексы. И они там все сидели за чаем. Так они сказали Бильбо: «Мы любим темноту! Темнота для темных дел!» Это я помню.

Потом… Дамблдор и МакГонагалл беседуют… Что меня поразило – как они описаны! Давно не заглядывала.

Вот описание Дамблдора: «Он был высок, худ и очень стар, судя по серебру его волос и бороды – таких длинных, что их можно было заправить за пояс. Он был одет в длинный сюртук, поверх которого была наброшена подметающая землю лиловая мантия, а на его ногах красовались ботинки на высоком каблуке, украшенные пряжками. Глаза за затемненными очками были голубыми, очень живыми, яркими и искрящимися, а нос – очень длинным и кривым, словно его по крайней мере дважды ломали».

Вот описание МакГонагалл: «Довольно сурового вида женщина в квадратных очках. Ее черные волосы были собраны в тугой узел на затылке». И все!

То есть, вы заметили? Нигде не говорится, что они старые!! Даже про Дамблдора – я так привыкла, что глаз проскользнул, не задерживаясь, а вот несколько раз перечитала – и тут четко сказано, что да, очень стар, но – судя по серебру волос!!

Тут я честно признаюсь – если кто еще не в курсе – что фильм «Гарри Поттер» мне не понравился. )) Я его даже не смогла досмотреть до конца, так меня там все раздражало… Абсолютный мискаст почти по всем персонажам – по моим понятиям! Вот сейчас перечитываю и убеждаюсь в этом, а до того было только смутное ощущение на подсознательном уровне!

Вот с какой стати в фильме Дамблдор – такой старик? Когда тут черным по белому написано… что это может быть и не так! «судя по серебру волос»… Ну так что… Можно принять такое рассмотрение, что все эти волшебники – те же фэйри – прописанные в британской мифологии! А если так, то они могут выглядеть во-первых, по всякому, независимо от возраста, во-вторых, и быть с серебряными волосами! А поскольку для обычных людей – маглов – это непривычно, то на взгляд магла человек с длинными серебряными волосами и бородой просто старик и все! К слову сказать, Дамблдор вполне мог отпустить бороду для солидности. А так вообще по его манерам, по движениям – разве он похож на старика?

Мне эта мысль поразила! Как интересно было бы снять такой фильм! Дамблдора должен играть молодой актер! С длинными белыми волосами и бородой, ладно. Но молодой! В конце концов, можно вспомнить и толкиеновских эльфов, которые все древние, но выглядят молодо, только «глаза светились памятью о счастье», ага.

Меня это вдохновило. Не отвлекаясь далеко от своих ассоциаций, я вспомнила про Дэвида Боуи. Черт! Эти придурки могли бы снять в роли Дамблдора Дэвида Боуи! (который бы мог еще и песни для фильма написать! Как для «Лабиринта»!)
картинка M_Aglaya
картинка M_Aglaya
А про МакГонагалл вообще ничего про возраст не сказано! Строгая женщина с гладко зачесаными черными волосами – и все! С какой стати она в фильме старая? К слову сказать, такое описание один в один напоминает Мэри Поппинс. Кстати, я как-то фантазировала на тему того, что Мэри Поппинс – та же фэйри, которая в мире людей преследует какие-то свои цели.
Если уж на то пошло, так вполне можно еще вспомнить тот персонаж из сказки «Самая плохая ведьма» - строгая учительница в ведьмовской школе…
картинка M_Aglaya
Кстати, упоминающиеся тут в первой главе то и дело падающие звезды – волшебники, празднуя, запускают всякие фейерверки – тоже напоминают «Мэри Поппинс». Историю о корове, которая подхватила на рог упавшую звезду и от этого стала танцевать, как сумасшедшая.

Ну и завершается глава тем, что наконец привозят младенца Гарри Поттера. Привозит его Хагрид на мотоцикле Сириуса Блэка… Прикольно, а я и не помню, что его тут прямо в первой главе упоминали… Хотя, конечно, мне тогда это ни о чем не говорило, а к тому моменту, когда он появился в повествовании, я про него успела напрочь забыть.

Задумалась, почему все так странно – почему Хагрид привозит ребенка, откуда… то есть, волшебники уже целый день празднуют исчезновение Волдеморта, а Гарри Поттера привозит Хагрид глубокой ночью… Где они были все это время? Странно, подозрительно! Почему Дамблдор сам его сразу не привез… Кстати, Дамблдор, ожидая Хагрида, смотрел на странного вида часы – «У них было двенадцать стрелок, но не было цифр – вместо цифр там были маленькие планеты, при этом они не стояли неподвижно, а безостановочно перемещались по круг. Однако Дамблдор, по-видимому, прекрасно понимал, что именно показывают часы, потому что он засунул их обратно в карман и произнес: «Хагрид задерживается».

По описанию это все походит больше на какой-то магический прибор! Вроде того, что потом появился у Гермионы – времяворот. Очень подозрительно! То есть, ничего не мешает мне представить, что Дамблдор тут устроил какой-то магический трюк, с доставлением младенца Гарри Поттера… То есть, что Хагрид не просто принес младенца из дома погибших Поттеров, а пробирался через какие-то другие миры и вселенные… другие времена… Тогда – с восторгом представляю я – логично, что Дамблдор должен находиться в этом мире, чтобы корректировать и направлять перемещения Хагрида! При помощи своих волшебных часов.

Кстати, когда Хагрид наконец приезжает на мотоцикле – тут мне вспомнился Смерть на мотоцикле из миров Терри Пратчетта… Так, когда там она написана… В библиографии на LiveLib указан 1994 год. Отлично! Первая книга Гарри Поттера вышла в 1997… В общем, Хагрид приезжает на мотоцикле, потом описывается, что он такой весь огромный, и держит в руках огромный сверток, и внутри него находится крошечный младенец – Гарри Поттер. Ну, это похоже… Это мне напоминает… Дюймовочка Андерсена! Да! Там говорится про волшебное семечко, которое ведьма передала женщине, желающей ребенка, и она его посадила, выросла роза, а внутри бутона была Дюймовочка. Вот – по описанию крошечный младенец тут тоже выглядит, как ребенок внутри, так сказать, огромного цветка. Плюс огромный Хагрид.

Тут они еще обсуждают шрам на лбу Гарри Поттера, и Дамблдор говорит, что это так надо. При этом прибавляет – «Шрамы могут сослужить хорошую службу. У меня, например, есть шрам над левым коленом, который представляет собой абсолютно точную схему лондонской подземки». Что мне, конечно, сразу напомнило… ясное дело! Геймана и его «Никогде»! Где много чего было завязано на лондонское метро… Когда она, то есть, написана? Ага! В библиографии указано – 1996!

Не говоря уж о том, что этот шрам на лбу Гарри Поттера – в форме молнии – опять нас возвращает к Дэвиду Боуи, который в этом образе прославился еще в 70-е…

Итак, по итогам первой главы, в общем виде все это мне предстало… как такое сказочное событие – младенца из волшебного мира – сказочной страны – из холмов фэйри – сказочные, волшебные существа, фэйри приносят в мир людей… Так же, как Дюймовочка попала в людской мир, а потом через много испытаний вернулась в волшебную страну. Как в сказках фэйри оставляют людям своих младенцев, как подменышей. Только тут они не забирали у Дурслей их ребенка.

Тогда получилась в некотором роде сказка про Золушку – только в главной роли не девочка, а мальчик. Вырос в пренебрежении, «в каморке под лестницей», а потом появилась фея-крестная (все тот же Хагрид) и отправила его на бал, то есть, не на бал, а в Хогвартс.

Или это опять же напоминает мой любимый сюжет из детства – «Козетта» Гюго! Где тоже несчастная мать оставила злобным трактирщикам Тенардье своего ребенка, чтобы они о нем заботились, а они его эксплуатировали и заставляли работать, тогда как их наглые дочки издевались, похваляясь своими игрушками. А потом появился незнакомец, который вступился за девочку, осыпал ее подарками и увез с собой. Тут точно так же – Хагрид приезжает за Гарри Поттером.

Или, если переходить на уровень мифов – Гарри Поттер, некий имеющий для волшебного мира значение младенец – как король Артур отправлен до поры в секретное убежище, а потом его отыскал волшебник Мерлин – Дамблдор – и пришел за ним…
И я опять размышляю, что с Дамблдором тут явно нечисто! Это надо обдумать.

Да, как в фильме изобразили Гарри Поттера мне особенно не нравится. До его описания в книге я доберусь в следующих главах, но четко помню, что в фильме он мне сразу встал поперек шерсти!
картинка M_Aglaya
Ну разве это тот самый Гарри Поттер из книги! Этот смазливый, холеный, прилизанный, гладкий ребенок! Такому только изображать ханжей и лицемеров. ))))