Ирвин Ялом «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти» — история Kopanev Konstantin

10 февраля 2022 г. 22:31

995

Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти. Краткая выжимка.

Ирвин Ялом.

Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти.

Краткая выжимка.

Научиться правильно жить — значит научиться правильно умирать, и наоборот: умение правильно умирать — это умение правильно жить.

Большинство людей не осознает страха смерти. Эпикур писал, что этот страх обычно проявляется совсем в другом: у кого-то — в чрезмерной набожности, у кого-то — во всепоглощающем накопительстве денег или слепом стремлении к почестям и власти. Все это представляет собой некий суррогат бессмертия.

Поскольку душа смертна и рассеивается после нашей смерти, то смерть в конечном итоге есть ничто.

«Я» и смерть никоим образом не могут сосуществовать. Если мы мертвы, то не можем осознавать, что мертвы, а в таком случае бояться нечего.

Состояние небытия, в которое мы попадаем после смерти, — это то же самое состояние, в котором мы пребывали до рождения.

Ограниченность удовольствия только увеличивает его ценность.

Я не могу понять, почему красота и совершенство произведений искусства или интеллектуальных достижений должны терять свою ценность из-за того, что они ограничены во времени.

Поскольку красота и совершенство определяются лишь тем, что они значат в нашей эмоциональной жизни, им нет нужды переживать нас. Таким образом, они остаются свободными от абсолютного времени.

Мимолетность не может умалять значения того, что жизненно важно для эмоциональной стороны личности.

Очень важно — жить здесь и сейчас, сосредоточиваясь на сиюминутных переживаниях, проживая каждое мгновение сполна.

Чем меньше степень самореализации, тем сильнее страх смерти.

Страх смерти усиливается от ощущения непрожитой жизни. Идея Ницше о Вечном Возвращении показывает, как можно этого избежать: нужно творить свою судьбу, любить ее и жить в полную силу.

«Проживи жизнь до конца» и «Умри вовремя». Все эти фразы по сути говорят об одном — нельзя допускать непрожитой жизни. Самовыражайтесь, реализуйте свой потенциал, живите смело и в полную силу. Тогда, и только тогда, вы умрете без сожаления.

Примириться с неизменностью прошлого. Отбросить надежду на лучшее прошлое.

Некоторые отказываются от кредита жизни, чтобы избежать расплаты смертью, боятся ощутить истинный вкус к жизни — из страха потерять слишком много.

Ни богатство, ни материальные блага, ни социальный статус, ни хорошая репутация не могут составить наше счастье, но лишь то, чем являемся мы сами. Имеет значение лишь одно — что мы есть на самом деле.

Главной целью человека должно быть хорошее здоровье и интеллектуальное богатство, которое ведет к неиссякаемому притоку идей, к независимости и к духовной жизни. Необходим еще один компонент — глубокий контакт с другими людьми.

По поводу смерти всегда лежит чисто биологический страх, на уровне инстинкта. Это первобытный страх.

Открытие Каждого Человека, что Добрые Дела и есть тот попутчик, который может следовать за ним, разумеется, составляет христианскую мораль этого действа: вы не можете забрать с собой ничего из того, что взяли, но лишь то, что отдали.

Уныние участников очень заразительно.

Доводите жизнь до конца. Реализуйте своп потенциал.

Насыщенные отношения смягчают боль мимолетности

Мы — свободны, одиноки и случайным образом заброшены в равнодушную вселенную. И мы смертны.

Люди — единственные существа, для которых их собственное существование является проблемой.

Экзистенциальная психотерапевтическая позиция состоит в том, что мы страдаем не только на биологическом уровне (это психофармакологическая точка зрения), не только из-за борьбы с инстинктивными побуждениями (позиция Фрейда), не только из-за того, что значимые в нашей жизни взрослые не относились к нам с должной заботой и любовью или сами страдали неврозами (точка зрения теории объектных отношений), не только из-за беспорядочного образа мыслей (когнитивно-бихевиористская позиция), не только из-за «застрявших осколков» травмирующих воспоминаний и не только из-за неурядиц в работе или в отношениях с важными для нас людьми, но и... из-за конфронтации с собственным существованием.

Экзистенциальное мировоззрение, на которое я опираюсь в своей практике, рационально. Оно отсекает поверхностные верования и исходит из того, что жизнь вообще и человеческая жизнь в частности возникает случайно; что мы — конечные существа, хотя и стремимся сохранить свое бытие; что нас «забрасывают» в существование, не снабдив разработанным жизненным планом или предопределенной «судьбой»; что каждый из нас должен сам решать, каким образом прожить свою жизнь как можно более полно, счастливо, нравственно и осмысленно.

Успешные психотерапевты неподдельно искренны, проявляют необходимую эмпатию и позитивное отношение, не зависящее от конкретных условий.

Действия психотерапевта гораздо эффективнее, чем его слова

Меня интересует эта жизнь и то, как сделать ее лучше — для себя и для других.

Смысл моей жизни исходит от людей, но именно в этом мире, именно в этой жизни.

Чрезмерное беспокойство о будущей жизни может помешать активно участвовать в этой.



Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!