Больше историй

29 марта 2013 г. 21:21

969

Спасибо за Чехова!

Как-то на урок казахского языка нам задали сделать сообщение о каком-либо культурном месте нашего города. Большинство выбрало драмтеатр Чехова, и, когда очередь дошла до меня, все, что можно было сказать, говорилось не раз. Наша учительница, несмотря на то, что ростом всего метр с кепкой и выглядит весьма безобидно, весьма суровая женщина; все девятиклассники боялись её как огня. Если кто-то из говоривших повторял за предыдущим, она неодобрительно кривила лицо, а у меня сердце от этого прыгало в груди.

Настал мой черед; я принялась озвучивать уже вызубренные всеми факты. А.А. - назовём её так - перебила меня и попросила рассказать что-нибудь другое: например, о любимом спектакле. Единственный спектакль, пришедший мне на ум, был "Мастер и Маргарита", и я потянула свою несчастную косноязычную волынку. По правде говоря, я не представляла, что делать - не пересказывать же сюжет! Мне снова пришли на помощь:
- В чём заключается суть произведения? Ну, о чем оно?
- А, ну, ол махаббат туралы , - заметила я радостно, потому что знала, как это сказать, и считала, что легко отделалась. А.А. неодобрительно надула губы, отчего её лицо сделалось похожим на мордочку суслика с высокими скулами.

Видимо, ответ, что оно о любви, ей не понравился. Однако она решила дать последнюю попытку и бросила вопрос, как спасательный круг утопающему:
- Какие произведения у Чехова знаешь?
- "Чайка", "Вишнёвый сад", - протараторила я быстро.
А.А. неодобрительно покосилась на меня: названия этих пьес уже звучали на уроке, и она, конечно, считала меня бестолочью. Все программные "На деревню дедушке", "Каштанка" как-то благополучно забылись.
- "Три сестры", - добавила я после того, как кто-то громко подсказал мне с первой парты.
- Всё? - грозно осведомилась А.А. Я проглотила комок в горле и кивнула.
- А "Каштанку" ты разве не читала? - спросила А.А., медленно выходя из себя.
- Ах, так это Чехов! - расплылась я в идиотской улыбке. - Совсем забыла!
А.А. взирала на меня с презрением с высоты своего небольшого роста, и я будто бы съеживалась под её взглядом. В конце концов я не выдержала и выдала, что коротенькие рассказы не люблю, и потому не знаю, что ещё назвать.

- Ты вообще читаешь? - услышала я вопрос, исполненный омерзения.
Моё самолюбие подрагивало от гнева: всё-таки, я читала с запоем с четырёх лет. Правда, после одиннадцати я охладела к этому занятию, но, тем не менее, как она могла меня считать такой дурой? На вопрос о том, кто же мне тогда нравится, я постаралась дать как можно более достойный ответ, включив в этот список Ремарка, Уэллса, Киза, Лондона, Уайльда. Но А.А. продолжала смотреть на меня как на человека, уехавшего в Америку, чтобы работать там дворецким; человека без чувства национальной гордости.

Эта история долгое время не выходила у меня из головы. Однажды я просто подошла к книжной полке и взяла оттуда томик Чехова, начала читать и поразилась, как такую гамму эмоций можно вместить в какой-то малюсенький рассказ. Теперь я не считаю малую прозу бессмысленными записками. Я прочитала примерно половину и нашла и милое, и забавное, и то, что клешнями схватило за душу. Неизвестно, когда бы я взялась за Чехова, если бы не этот случай.
Надо будет сказать А.А. спасибо, все-таки, я уже не боюсь так сильно к ней подходить.

Комментарии


Спасибо за такую историю!
Вы очень красиво, тонко, талантливо описали!
А Чехов - велик. Для меня как раз в ПЕРВУЮ очередь малой прозой.


Только почему о явлениях русской культуры надобно было обязательно рассказывать на уроках КАЗАХСКОГО языка?


Спасибо)
Действительно, у Чехова "словам тесно, а мыслям просторно".


Вообще в северной части Каз-на в основном русский язык используется для общения. Уж не знаю почему так - может, близко к границе, а может, русскоговорящих много. В любом случае, на уроке казахского делается все, чтобы заставить нас хорошо говорить. Возможно, она просто хотела заставить меня разболтаться: спросила бы, что ты любишь из его рассказов, почему. К сожалению, чуда не свершилось)


Отличная история! Чехова последний раз открывала лет сто назад. После вашей истории захотелось перечитать))


Спасибо) А я вот начала его читать после этой истории) Сколько пользы от моих уроков казахского))))


Да, пользы много)) Интересные у вас уроки казахского наверное. Нам только грамматику вдалбливали да заставляли учить Абая)) правда давненько это было


а что вы сказали-то о мастере ?))


сказала, что о любви) ей, видимо, ответ не понравился. хотя, мне кажется, там заключен более глубокий смысл, да и произведение очень уж неоднозначное. я даже на русском не знаю, что сказать


История со смыслом, люблю такие ))
Я тоже была совершенно уверена, что читала рассказ Чехова "Дама с собачкой" - как бэ стыдно было бы, если наоборот :) Буквально вчера открыла, как и вы, томик Чехова - конечно, я его не читала... и далеко не только этот дивный рассказ, но и многое другое у, казалось бы, набившего оскомину писателя. Теперь с упоением читаю - легко, изящно, чувственно, потрясающе красивый язык! Впереди ждут меня пьесы )

P.S. А еще с детства помню и люблю ч/б фильм "Анна на шее" - наверняка многие смотрели. Так вот он тоже снят по одноименному рассказу Чехова - удивительное рядом, не правда ли? ))


здесь вы найдете 100 интересных фактов об Антоне Павловиче - я открыла для себя Человека!


спасибо)
С удовольствием посмотрю) Была удивлена, когда узнала, что Чехов - один из самых экранизируемых авторов и на западе известен в общем-то как драматург. надо будет тоже взяться за пьесы, впереди новые горизонты)
а 100 фактов действительно любопытные) хороший был человек; эх, интересно было бы с ним поговорить)


Благодарю за историю!
Рассказы и пьесы Чехова я помню с уроков русской литературы, а на уроках казахской литературы мы как раз изучали произведения казахских авторов.
Вот только недавно беседовали с сестрой, у нее работа связана с театром, так она мне полчаса Чехова расхваливала, говоря, что в школе мы читаем потому что надо, даже в смысл не понимаем. И вот теперь Ваша история. Это скорее знак. Срочно нужно читать Чехова. Сегодня же возьму в библиотеке.


спасибо!)
наверное, к таким книгам нужно самому потянуться. да и тщательный анализ иногда отталкивает - может быть, если бы на такие детали меньше внимания обращали, они бы воспринимались каждым учеником как приятный сюрприз. а тут - все по полочкам разложат. если книгу вовремя не прочитаешь, то после и не захочется: вся фишка уже раскрыта.


я читала с запоем с четырёх лет.


Чего же вы читали в 4 года?


в основном сказки русские народные. еще повести всякие у Носова обожала) любила книгами обложиться и читать все по очереди, пока не надоест.


Ох, как хорошо, что мы на уроках казахского на тему русских писателей не рассуждали! Не видать было бы мне в аттестате нормальной оценки тогда. =))