Фёдор Достоевский «Слабое сердце» — история Гордеева Ольга

2 сентября 2021 г. 09:04

928

Повесть «Слабое сердце» Ф.М. Достоевского. Анализ предисловия.

Публикация материала приурочена к мероприятиям, посвященным 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского.

Как известно, в этом году во всем мире проводятся мероприятия, приуроченные к 200-летию со дня рождения великого писателя и философа Федора Михайловича Достоевского. Как достоевсковед и большой поклонник его творчества, я также запланировала на этот год ряд мероприятий. Так до конца 2021 года я заканчиваю работу над книгой «Антология ранней прозы Ф.М. Достоевского», материалы к которой я разрабатываю 3 года, а также этой осенью опубликую ряд материалов о произведениях Достоевского в электронном формате.

Повесть «Слабое сердце» впервые была опубликована в 1848 году и относится к докаторжному периоду творчества писателя. К тому моменту уже были написаны гениальные «Двойник» и «Хозяйка», так что данное произведение, определенно, не должно восприниматься исследователем без должного интереса.

«Слабое сердце» стилистически является достаточно необычной вещью, начало которой явно тяготеет к комичной тональности повествования, но уже к середине произведение приобретает подлинно трагические тона. В фокусе рассмотрения смысловой направленности данной повести исследователь, разумеется, понимает, что она существует в цельном философском и религиозном пространстве «Двойника», «Хозяйки» и «Белых ночей» и является работой, исследующей тему двойничества. Анализируя «Слабое сердце», мы понимаем, что Достоевский на протяжении всего раннего периода своего творчества (1840-е годы) изучал эту тему на невероятно глубоком уровне, приводя различные виды и особенности того психического состояния, которое построено на иллюзиях и двойниках. Потому в контексте этой повести новые смысловые очертания приобретают и «Белые ночи» с «Двойником». Мы понимаем их лучше, докопавшись до сути «Слабого сердца». Все это единое пространство, почти одно литературное произведение Достоевского, которое исследует психический и мистический феномен двойничества и восприятия реальности сквозь призму фантазий.

В данной публикации мы приводим отрывок из обширного исследования этой повести, анализирующий предисловие к ней, а также дающий некоторые пояснения касательно хронологии.

О предисловии.

В повести «Слабое сердце» есть предисловие, которое обозначено как таковое самим автором. Именно с него мы и начнем анализ.

Под одной кровлей, в одной квартире, в одном четвертом этаже жили два молодые сослуживца, Аркадий Иванович Нефедевич и Вася Шумков… Автор, конечно, чувствует необходимость объяснить читателю, почему один герой назван полным, а другой уменьшительным именем, хоть бы, например, для того только, чтоб не сочли такой способ выражения неприличным и отчасти фамильярным. Но для этого было бы необходимо предварительно объяснить и описать и чин, и лета, и звание, и должность, и, наконец, даже характеры действующих лиц; а так как много таких писателей, которые именно так начинают, то автор предлагаемой повести, единственно для того, чтоб не походить на них (то есть, как скажут, может быть, некоторые, вследствие неограниченного своего самолюбия), решается начать прямо с действия. Кончив такое предисловие, он начинает.

В данном предисловии Достоевский делает три важные вещи:

1) Делает особый акцент на том факте, что герои очень близки. Есть целых 4 мотива, обозначающих их особую близость – живут под одной кровлей, в одной квартире, в одном четвертом этаже, и сослуживцы. Действительно, в те времена не было редкостью проживание друзей с низким доходом в одной квартире (выражение «нанимать углы»), происходило это из вынужденной необходимости. Но в данном случае автор особенно подчеркивает такими деталями тот факт, что герои повести не просто друзья и коллеги, но именно невероятно близки на психологическом и духовном уровне.

2) Объявляет имена героев. Сразу расшифруем их значение. Аркадий Иванович Нефедович. Аркадий – «счастливый», также заметим, что у Достоевского это имя имеет особое значение, так как много позже выхода «Слабого сердца» оно появится в четвертом романе Великого Пятикнижия «Подросток», как имя главного героя Аркадия Долгорукого. Интересно отметить, что уже в те годы Достоевский использовал данное имя. Иванович – «земной муж», таково традиционное значение имени Иван именно в произведениях Достоевского. Нефедович от имени Нефед («ищущий», «недавно обращенный», «недавно ставший христианином»). Это, кстати, очень редкое имя, как в принципе в России, так и у Достоевского. Оно больше ни разу не встречается в произведениях писателя. Значит, общее значение имени героя «счастливый, ищущий или новообращенный человек». В контексте анализа смыслов повести, мы понимаем, что особое внимание стоит обратить на характеристику «новообращенный», поскольку именно она по итогу истории Аркадия определяет его сущность. В данном произведении Аркадий проходит, своего рода, путь обращения, т.е. становления как личности в определенном и весьма специфическом психологическом и мистическом смыслах, о чем повествует один из финальных абзацев произведения (который мы подробно рассмотрим в свое время). Любопытна характеристика «счастливый» касательно Аркадия, поскольку в контексте финала истории его друга Васи, Аркадия нельзя назвать счастливым. Напротив, в финале произведения он остается одиноким и глубоко несчастным. Однако Достоевский маркирует в имени этого героя именно свойство «счастливый», которое, возможно, призвано подчеркнуть избранность Аркадия и его своеобразную победу, хоть и не радующую самого победителя.

Вася Шумков. Василий означает «царственный», однако в контексте того факта, что «Слабое сердце» изучает тему двойничества, мы понимаем, что образ этого героя неразрывно связан с Гоголем. Поскольку тема фантазий, мечтателей, сумасшедших и двойников у Достоевского имеет множество отсылок именно к творчеству Николая Васильевича. И именно отчество этого писателя маркирует значение имени Вася в произведениях Достоевского. Это имя напрямую отсылает к Гоголю. В повести «Дядюшкин сон», например, есть персонаж по имени Василий, который совершенно точно основан на образе Гоголя. А в повести «Хозяйка» главный герой Василий Ордынов (в фокусе его одержимости героиней Катериной), также соотносится с Гоголем. Таким образом, мы понимаем на примере целых трех произведений, что у Достоевского Василий означает «связанный с образом Гоголя». Федор Михайлович никак не мог маркировать образ Гоголя в своих произведениях именем Николай, поскольку это имя уже имеет определенное значение и высокий статус в его произведениях (исходя из значения этого имени в романе «Бесы»), поэтому пришлось использовать отчество Василий.
Шумков от слова шумка – «мямля», «тупица». Эта характеристика в имени подчеркивает слабость характера Васи, которая и губит его в итоге.
Также у этого героя есть и отчество, которое не упоминается в предисловии с целью использования приема понижения персонажа. Отчество героя – Петрович означает «камень». Таким образом, общее значение имени – «схожий с Гоголем, мямля, который как-то соотносится с камнем». В данном случае отчество Петрович может означать также и «придавленный камнем», что соответствует психологическому состоянию героя.

3) Автор указывает на различие имен – полное и короткое. В литературе широко известен прием понижения образа того или иного персонажа с помощью коротких форм имени. Достоевский также часто использовал его в разных своих работах. Однако у Ф.М. этот прием далеко не всегда маркирует суть персонажа, как, например, что персонаж с более короткой формой имени менее значителен для сюжета или плох сам по себе. Скорее, этот прием писатель использует, чтобы показать некую простоту происхождения или, возможно, помыслов героя по сравнению с другими персонажами. Важно, что в «Слабом сердце» Достоевский в предисловии специально обозначил факт принижения имени, хотя объяснять его суть не стал, сославшись на то, что читатели ждут динамики. Так что писатель обратил наше внимание на тот факт, что Вася как бы вторичен по отношению к Аркадию. Однако из повествования нам становится ясно, что именно Вася является главным героем повести, а Аркадий выступает как его друг.

Замечания по хронологии.

Хронология данного произведения также весьма любопытна. Действие происходит 31 декабря и начинается около 18.00. Т.е. перед нами не Рождество, которое было бы более привычным, исходя из религиозных трактовок произведения, а просто светский праздник - конец старого года и начало нового. Однако этот момент имеет большое значение, поскольку писатель показывает нам, что события развиваются на стыке старого и нового, это какой-то переломный момент, обращение (вспомним значение имени Аркадия), переход от одного состояния к другому.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!