Больше историй

23 апреля 2021 г. 16:25

5K

О книгах, людях и насекомых

С чего обычно начинается утро? Со стакана воды или чашки ароматного кофе. Но иногда вас может посетить упрямое желание поразмышлять над невероятными метаморфозами, обращающими представителей сапиенсов в насекомых.
Вероятность такого варианта повышается, если вы прочитали на одном литературном сайте интересную рецензию на «Превращение» Кафки.
Ваше желание находит неожиданную поддержку в календарной дате. Сегодня, 23 апреля, отмечается международный день книги. С чем я вас, дорогие книголюбы, поздравляю!
Книжная дата, как известно, отсылает нас к XVII веку. В этот день в 1616 году ушли из жизни Сервантес, Шекспир и Инка Гарсиласо де ла Вега.

Отыскав оправдание своему импульсу, вы оставляете на время дела и берётесь за клавиатуру, чтобы поделиться некоторыми своими мыслями вокруг кафкианской метаморфозы. В этой истории на своём примере расскажу, во что это может вылиться.

картинка nika_8
Фото (моё) выбрано случайно

Утверждай я, что понимаю хотя бы четверть всех тех смыслов, которые мог вкладывать писатель в своё произведение, то я могла бы назваться последней австрийской императрицей Цитой. Так как мы прекрасно знаем, что последнее - неправда, то и с первым предположением всё более или менее ясно.
Вначале отмечу многослойность произведения, в центре которого перевоплощение Грегора Замзы в насекомое непонятной этимологии. Среди тем, ростки и плоды которых в нём можно разглядеть, -враждебность и безличность внешнего мира; тотальное одиночество и эмоциональная разобщённость; непрочность семейных уз и непропорциональность в связке работа-личное время. И, конечно, своей сюрреалистичной историей Кафка заставляет нас задуматься о связи сознания и телесной оболочки. О том, как могут развиваться события, если между ними произойдёт обрыв. Может ли человек продолжать мыслить, а значит существовать, поменяв эту оболочку? И в состоянии ли мы по-настоящему допустить такую возможность?

Но мы посмотрим только на один аспект, который меня больше всего зацепил.
Предположим на секунду, что представитель человеческого рода может однажды проснуться и обнаружить, что он теперь выглядит как насекомое. Вспоминается Пруст, который, разглядывая одного своего старого знакомого, воображал, что люди могут превращаться в насекомых.
Я пишу «выглядит как», потому что именно в этом кроется драматизм ситуации. Грегор только внешне стал отталкивающим существом, но он продолжает слышать, мыслить и даже может по-прежнему наслаждаться игрой своей сестры на скрипке. Его сознание продолжает жить в теле гигантского насекомого.
Задумаемся на минутку, чтобы мы сделали, если бы нечто подобное случилось с кем-то из наших близких. Неважно, как мы относились к этому человеку до его превращения. Любили ли, имели к нему меркантильный интерес или с трудом выносили за скверный характер. Принципиально, что был человек, и внезапно он исчез, стал мутантом-насекомым. По крайней мере, мы в это верим. Разве не возникнет у нас желания каким-то образом разобраться, осталось ли что-то от хорошо знакомого нам человека в этом невероятном существе, в которое он, по нашему мнению, превратился? Не попытаемся ли мы установить с ним контакт, невзирая на его сильно отталкивающий вид? Мне представляется, что это нормальная человеческая реакция, даже для того, кто страдает инсектофобией.

Что же происходит в мире Кафки? Родители и сестра готовы вычеркнуть Грегора из своей жизни в тот же самый день, когда он стал насекомым. Их не посещает мысль попытаться понять, жив ли тот, кто ещё вчера был их сыном и братом, с кем они вместе ужинали, болтали и делили повседневные заботы (большая часть которых лежала на молодом человеке). Можно было бы легко понять их скептицизм относительно того, что странное существо, обнаруженное ими в комнате Грегора, есть их брат. Но они, кажется, в этом не сомневаются, что не мешает им отказаться от каких-либо стараний найти способ установить с ним контакт. Попытка, конечно, могла оказаться безуспешной, но они её даже не предприняли.
О том, что насекомое понимает, что происходит вокруг, догадаться несложно.
К примеру, Грегор, чтобы не травмировать сестру, прячется, когда та заходит в его комнату. Но это не наводит девушку на мысль, что рядом с ней её брат… Грегор перестал для них существовать.
Получается, что люди, неважно в какой степени родства они находятся, живут как острова или существуют в авиарежиме, не обмениваясь сигналами.

На мой взгляд, описанное можно охарактеризовать как достигшее апогея, доведённое до абсурда отсутствие эмоциональных связей между людьми, которые много лет прожили рядом. Почти нереальная и вместе с тем пугающая иллюстрация поговорки «с глаз долой – из сердца вон».
Ещё это история о бессилии, об экзистенциальном бессилии сродни тому, что мы встречаем в рассказе Франц Кафка - Сельский врач .
Все персонажи принимают происходящее как данность, каким бы алогичным оно им ни казалось.

P.S. Записываю свои мысли в формате истории, так как «Превращение» читала уже довольно давно.

Комментарии


С чего обычно начинается утро? Со стакана воды или чашки ароматного кофе. Но иногда вас может посетить упрямое желание поразмышлять над невероятными метаморфозами,

Я иногда утром в субботу чувствую такие метаморфозы, словно в кого-то превратился)

Утверждай я, что понимаю хотя бы четверть всех тех смыслов, которые мог вкладывать писатель в своё произведение, то я могла бы назваться последней австрийской императрицей Цитой.

Ник, улыбаюсь нежно)
Во первых. Твой стиль написания истории и не только, нравится.
Во вторых.. твою историю или рецензию можно узнать среди многих, даже не зная ника)

И, конечно, своей сюрреалистичной историей Кафка заставляет нас задуматься о связи сознания и телесной оболочки. О том, как могут развиваться события, если между ними произойдёт обрыв. Может ли человек продолжать мыслить, а значит существовать, поменяв эту оболочку? И в состоянии ли мы по-настоящему допустить такую возможность?

Здорово написала.
Да мыслить то может что угодно, и это ещё Паскаль доказал в своём мыслящем тростнике и Овидий)
Другое дело, сможем ли мы уловить эту мысль и вообще понять, что это мысль?
Может и звёзды мыслят и кричат нам о чём то, а мы думаем, что они ласково нам мерцают.

Разве не возникнет у нас желания каким-то образом разобраться, осталось ли что-то от хорошо знакомого нам человека в этом невероятном существе, в которое он, по нашему мнению, превратился? Не попытаемся ли мы установить с ним контакт, невзирая на его сильно отталкивающий вид? Мне представляется, что это нормальная человеческая реакция, даже для того, кто страдает инсектофобией.

Вот да, жуткая ситуация.
И что самое жуткое, что контакт этот сродни контакту с иной жизнью на дальних звёздах: готовы мы к ней?
В повести ведь превращение случилось со всеми, но зеркально, точнее, как в фотографическом негативе: у Замзы ( какое.. жужжащее имя, словно бы оно готовило его к этому), это телесное. У семьи - душевное.
Если была бы 2 часть Превращения, мы бы увидели, как семья превращается тоже, но в кого - это тайна, быть может ещё более страшная.

Попытка, конечно, могла оказаться безуспешной, но они её даже не предприняли.

И снова ты права, Ник.
Может потому они так поступили.. что вычеркнули Замзу из жизни ещё до его превращения? Т.е. в их душах это превращение случилось раньше его теле?
По Канту - сознание определяет бытие.
У Замзы наоборот - бытие сознание. Между этими восприятиями, словно жерновами, оказалось тело Замзы.

Получается, что люди, неважно в какой степени родства они находятся, живут как острова или существуют в авиарежиме, не обмениваясь сигналами.

Чудесная мысль по тонкости.
Как с горки мыслят.. горка уже мыслит ими.

Чудная история.
Спасибо, Никуш)
Прекрасного тебе вечера, с чашечкой кофе утром)


Я иногда утром в субботу чувствую такие метаморфозы, словно в кого-то превратился)

Улыбнул)))

Твой стиль написания истории и не только, нравится.

Спасибо, Саш :) А ты знаешь, что твои комментарии трудно спутать? Они у тебя получаются особенно очаровательными)
Сейчас мне кажется, что предложение про императрицу Циту немного коряво сформулировано... Но пусть останется, как есть)

Может потому они так поступили.. что вычеркнули Замзу из жизни ещё до его превращения?

Может быть... В любом случае к моменту его превращения, видимо, уже связи между ними не было, если она и была когда-то. Любил Кафка тему духовной оторванности, изолированности.
Вообще хотелось как-то разбавить историю, чтобы она не получилась слишком мрачной. Поэтому кофе и день книги...

Большущее спасибо за внимание, Саш! Прекрасных тебе выходных, и желательно без превращений... разве только, чтобы настроение из обычного перевоплотилось в отличное))


Сейчас мне кажется, что предложение про императрицу Циту немного коряво сформулировано... Но пусть останется, как есть)

Сейчас перечитал. Не знаю, подправляла ты или нет - всё хорошо. В последних трёх словах и правда вроде мелькает ( если присматриваться, сильно), что то. Но если ещё сильнее присмотреться, то всё хорошо)

Может быть... В любом случае к моменту его превращения, видимо, уже связи между ними не было, если она и была когда-то.

А кстати, Ник, вот бы Кафка написал рассказ.. о детстве. Как ребёнок превращается в насекомого, отверженного и безкрылого: недостаток внимания матери.
Там ведь связи не были разорваны.
Интересно было бы глянуть.

Истории у тебя изящные всегда. Пиши чаще)
Прекрасных выходных, Никуш)


Но если ещё сильнее присмотреться, то всё хорошо)

Не подправляла) И раз ты считаешь, что всё нормально, то не буду :)

вот бы Кафка написал рассказ.. о детстве. Как ребёнок превращается в насекомого, отверженного и безкрылого

Кафка мог бы такое написать...

В таких текстах - законы снов. А они дивно по разному в каждом отражаются.

Да! В принципе, все произведения Кафки можно увидеть как сны, кошмарные сны. Когда я читала "Замок", думала, что главный герой попал в страшный сон.

Ещё раз спасибо тебе, Саш! Доброго дня)


но зеркально, точнее, как в фотографическом негативе: у Замзы ( какое.. жужжащее имя, словно бы оно готовило его к этому), это телесное. У семьи - душевное.

Это ты очень верно заметил... Семья изменилась внутренне. Только сложно (по крайне мере, мне) уловить смысл за этой отрицательной синхронностью превращений.


Да потому что мы с тобой давно читали повесть, Ник.
Потому и сложно уловить связи.
Да и сомневаюсь, что сам Кафка точно знал их.
В таких текстах - законы снов. А они дивно по разному в каждом отражаются. В этом и прелесть их.


Вероятность такого варианта повышается, если вы прочитали на одном литературном сайте интересную рецензию на «Превращение» Кафки.

:)

Кафка заставляет нас задуматься о связи сознания и телесной оболочки.

Ионеску тоже заставил. Но там, по-моему, вывод другой. Смена оболочки ведет за собой перемену сознания. Как говорили древние - "в (очень) здоровом теле - здоровый дух"

К примеру, Грегор, чтобы не травмировать сестру, прячется, когда та заходит в его комнату. Но это не наводит девушку на мысль, что рядом с ней её брат…

Я абсолютно согласен с тобой в основной мысли (что семья не хочет даже представить себе, что Грегор может быть ещё жив внутри жука), но сам пример, который ты выбрала, не совсем доказывает отсутствие чуткости. Бежать в темную часть комнаты, когда включается свет - это инстинкт любого таракана :) Меня вдруг настигло чувство вины по отношению к тараканам. А вдруг они всё понимают?

отсутствие эмоциональных связей между людьми, которые много лет прожили рядом

Да, ты права

иллюстрация поговорки «с глаз долой – из сердца вон».

А может быть и наоборот? Сначала "из сердца вон", а потом так приятно получилось (или сам Грегор помог), что и "с глаз долой"
Спасибо, Ника!


Смена оболочки ведет за собой перемену сознания.

Наверное, так... хотя там вроде вначале превращаются в носорогов те, кто сознательно больше готов к обращению. Постепенно это охватывает всё больше людей.

Как говорили древние - "в (очень) здоровом теле - здоровый дух"

Кстати, весьма сомнительный (мягко говоря) лозунг.

Меня вдруг настигло чувство вины по отношению к тараканам. А вдруг они всё понимают?

Не исключено :) Но если они всё понимают, им лучше не попадать в людские жилища и искать себе другие места обитания)))

И тебе спасибо, Женя, за внимание и вдохновение!)


но сам пример, который ты выбрала, не совсем доказывает отсутствие чуткости

Женя, а как думаешь, пример с игрой на скрипке лучше подходит?
Жуки вроде не замечены в наличии музыкальных пристрастий... И насекомое так как раз выбралось из своего угла на свет и шум.
Или, может, я что-то не так помню?)


Да, с музыкой больше подходит! :)


Ника, ты уже написала историю?)) Молодец! С интересом прочитала)

Сегодня, 23 апреля, отмечается международный день книги.

Спасибо )) А еще 22 апреля был всемирный день Земли

Я пишу «выглядит как», потому что именно в этом кроется драматизм ситуации. Грегор только внешне стал отталкивающим существом, но он продолжает слышать, мыслить и даже может по-прежнему наслаждаться игрой своей сестры на скрипке.

Согласна. Этот момент мог бы тоже навести семью на мысль, что сознание Грегора живо.

Вспоминается Пруст, который, разглядывая одного своего старого знакомого, воображал, что люди могут превращаться в насекомых.

Интересно, он эту идею у Кафки позаимствовал?
Спасибо за историю, Ника)


А еще 22 апреля был всемирный день Земли

Точно, Кристин! Подряд два хороших дня :)

Интересно, он эту идею у Кафки позаимствовал?

Честно говоря, не знаю. Это мысли Пруста из "В поисках утраченного времени". Он там Кафку не упоминает (я бы запомнила), но читать "Превращение" Пруст мог, если судить по датам. Оно вроде опубликовано в 1915 г.
Я вот сейчас ещё подумала, что само превращение - это, может быть, ещё физическое проявление страхов, которые мучили Кафку.
Страшный сон, который вдруг стал реальностью...

Кристина, тебе тоже спасибо за внимание и беседу о Кафке!)


Надеюсь, что о Кафке мы еще побеседуем:)
Забыла выделить

даже может по-прежнему наслаждаться игрой своей сестры на скрипке.

Вот об этом моменте я говорила, что он мог бы навести семью на мысль.


Надеюсь, что о Кафке мы еще побеседуем:)

И я на это надеюсь)
Да, Кристин, я догадалась, что ты говоришь об эпизоде с игрой на скрипке... Наверное, это хороший пример. Как отметил выше Женя, пример с Грегором, который прятался от сестры в своей комнате, не самый удачный.