Владимир Богомолов «Момент истины» — история majj-s

7 октября 2018 г. 09:21

2K

Половина

Мне часто приходится быть в положении человека, который читает-смотрит-знает то, что неинтересно абсолютному большинству и куда реже оказываться тем, кто незнаком с известными всему миру вещами. Нормально, всего знать и всюду успевать невозможно. Обнаружив пробел, выводящий за пределы круга "всех, кто есть кто-то", не стремлюсь тотчас ликвидировать, раз не пришло до сих пор, значит и не нужно пока было, а как станет необходимым, тогда уж на каждом шагу будешь наталкиваться - суженого конем не объедешь. Книгу "В августе 44-го" читали все, а фильм видели даже и те, кто книги не прочел. О том и другом все отзывались с восторгом и с определенного момента жить, не зная книги и фильма, сделалось занятием, несовместимым с жизнью. Конечно, сначала роман, тексты у меня в приоритете. Но и фильме ведь очень хорошо говорят, хотя Владимиру Богомолову он отчего-то не понравился.

А это уже интрига, Вызов, превращающий рутинную интеллектуальную игру "попытайся понять, что есть в книге, чего не удалось передать фильму" в увлекательное приключение. А может быть что-то добавилось, ведь недаром многочисленные поклонники романа в один голос соглашаются, что экранизация необычайно удалась (редчайший случай, обычно, или ругают или мнения расходятся. а тут просто как всенародное голосование за Путина). Таки да, фильм прекрасный, в нем хорошо все:
точное попадание актерского состава в образы, созданные читательским воображением; работа в ансамбле; изумительные мизансцены; пружинная драматургия момента; музыка, костюмы, абсолютная достоверность исторического контекста. Они сделали прекрасное кино.

А чем тогда остался недоволен Богомолов? Наверно тем, что не сумели невозможного - сделать кино равным книге. Иногда такие чудеса случаются, не в этом случае. Жаль, что ушла линия горькой обиды капитана Алехина за пущенные под откос плоды десятилетних трудов, его беспокойство за дочь. Весь комплекс переживаний лейтенанта Блинова остался за рамками киноповествования. И очень важный мотивационный блок помощника коменданта Аникушина, он жемчужина книги - восприятие работы СМЕРШа штатным боевым офицером - брезгливая неприязнь, как основа. Именно это - внутренний конфликт условно своих, непримиримость, с какой все мы готовы бить своих, чтоб чужие боялись, создает ту до предела сжатую пружину, которая делает финал книги уникальным по силе воздействия. И еще этот безумно смешной, где стыдно смеяться, но не смеяться не можешь, момент "Ваську убили! Друга моего убили, я жить не буду!" В фильме он никакой, прессинг и ничего больше, а в книге оксюморонное соединение снобства и гордой красоты талантливого вокалиста, красавца, честного боевого офицера Игоря Аникушина с этим кошачьим "Васькой" дает совершенно убойное впечатление.

картинка majj-s

Но все это так, записки на манжетах, фильм хорош. А для меня жемчужиной его стало перевоплощение Алехина-Миронова в эпизоде проверки документов. Исчезновение подтянутого ладного офицера и появление нескладного деревенского пентюха, ненавистной советскому человеку породы "каждый суслик в поле агроном". Это сказочно хорошо. У Фазиля Искандера в "Защите Чика" есть эпизод, в который влюбилась сразу и на всю жизнь, Чик на уроке замечает нелепость и несуразность произносимого преподавателем и ему смешно, но разделить не с кем. И он обводит глазами одноклассников, и видит тот же затаенный смех в глазах другого мальчика, и они понимают, что оба подумали об одном, и оттого становится вдвое смешнее. Примерно так с книгой-фильмом, ты знаешь и можешь понять то, чего другие не понимают.Но это твое и может быть тех немногих, с кем можешь разделить.

Комментарии

Да, вы действительно нашли несколько точек, которые в фильме не совсем удались. Очень точно проанализировали.
Видимо, и Богомолов точно так же думал.
А я на месте Пташука написал бы в титрах что-нибудь вроде "после двоеточия не читать: по книге Богомолова" :)

Порекомендую ваш текст человеку, с которым мы обсуждали этот вопрос. Он не лайвлибовец. И вообще офлайновый, хотя интернет у него есть.

+1 07.10.18

Фильм отлично удался, но когда есть эталон, имеет смысл отталкиваться в оценке от него. Для меня это "Семнадцать мгновений" и "Место встречи". Вайнеры и Семенов, убеждена, написали замечательные книги, однако киновоплощения не просто удались, они убийственно хороши, настолько, чтобы в сознании рядового зрителя-читателя полностью занять нишу, предназначенную произведению.

+1 08.10.18

"Семнадцать мгновений" -- вы не поверите! -- так и не смотрел, но я настолько хорошо знаю эту историю и музыку Таривердиева из побочных источников, что смотреть уже как-то смешно. Тем более что не последнее место среди источников занимают классические анекдоты :)
"Место встречи" -- один из моих любимых фильмов. Говорят, главный его вопрос (должен ли вор сидеть в тюрьме, если его посадили туда незаконно) Вайнеры решили однозначно отрицательно (т.е. не должен). Говорухин вопрос так и оставил подвешенным.
И ещё говорят, Жеглов в книге не такой симпатичный, как Высоцкий. А Шарапов, говорят, в фильме получился какой-то совсем не такой.
Вынужден пользоваться заимствованным мнением, поскольку книгу не читал и вряд ли прочитаю.

+1 08.10.18

Я тоже вряд ли буду читать Вайнеров, хотя на Семенова уже почти согласилась, есть аудиокнига, озвученная одним из лучших русских чтецов. Не, Штирлиц был моя первая любовь, я его целовала в телевизоре в свои пять лет.
Угу, Жеглов наше все. Но Шарапов в фильме вполне себе симпатичный, я смотрела кино с семи лет и для меня он вот прямо такой, каким должен быть. Думаете, подвешенным? А мне кажется там четко сказано про Эру Милосердия. И по сути это одно из первых упоминаний в масскульте о смене астрологических эпох.

+1 08.10.18

Думаю, вопрос действительно остался для размышления зрителя. Если опросить много людей, получим да и нет примерно поровну. Впрочем, я не пробовал. Может быть, я и ошибаюсь.
Мой личный ответ: нет. Закон должен соблюдаться.

Вот только, пожалуй, в случае этого конкретного Кирпича Жеглов прав :))) Но больше никаких исключений! Никогда :)))

+1 08.10.18

А, вы Кирпича имели в виду и неправовой метод, каким его Жеглов замел, Кофелек, кофелек, какой кафелек? Я думала про Груздева. Его тема, кстати, в мировой литературе-кинематографе мощно продолжилась "Зеленой милей" Кинга.

+1 08.10.18

Кинга не хочу. Тут я вам ни на вкус, ни на цвет не товарищ :)
А Груздев вовсе не вор. Не вор не должен сидеть в тюрьме, это вообще не вопрос. Лучше уж отпустить преступника, чем осудить невиновного.

+1 08.10.18

Несмотря на то, что вы мне совсем не товарищ с Кингом, вы очень точно сформулировали основную мысль книги и его творчества. А можете вообразить, когда я впервые смотрела фильм (и не впервые, много лет подряд, где-то до своих пятнадцати), воспринимала арест Груздева, как "ну и что такого, подумаешь, цаца, извинения ему - радоваться должен, что разобрались и отпустили".

+1 08.10.18

Человек имеет право на собственное мнение в любом возрасте, в том числе и в 15 лет. Другое дело, что в 15 лет он обычно бывает убеждён, что его мнение останется с ним навсегда, а это совсем не так :)
К старости мы в разных смыслах впадаем в детство. В частности, снова начинаем считать своё мнение единственным, неповторимым и непокобелимым. Как в 15 лет :)))

+2 08.10.18

Это точка зрения на мир и людей пиявки прудовой (то, что было у меня). Это материализованная и внедренная в подсознание максима "лес рубят - щепки летят", это было самоощущение в гармонии с системой. Годам к пятнадцати у меня, безо всякого чтения самиздата и прочей антисоветчины, от того и другого была далека, возник когнитивный диссонанс, который переживался довольно мучительно. В нескольких словах, постоянное ощущение "то, что у нас есть, не по-людски". И тогда ужаснулась, как могла воспринимать нормой арест и содержание под стражей невиновного человека.

+2 08.10.18

Меня вообще в 15 лет не посещали гуманитарные вопросы. Да что там в 15! Точно не могу сказать, но стал задумываться об этом, вероятно, около 40. До этого вполне обходился тем, что мама рассказала в детстве. Типа "воровать нехорошо" и т.п.
Зато потом быстро сформировал "непокобелимые" взгляды на жизнь, при коих и остаюсь поныне :)

+1 08.10.18

Годам к сорока (уважительно). Ну да, мальчики созревают позже. А может я просто выраженный носитель архетипа совести нации?))

+1 08.10.18