Больше историй
17 июня 2017 г. 21:50
1K
Феникс, восставший из пепла
Я люблю творчество Фромма настолько, что мне захотелось написать о нем и его творчестве в целом. Книгу "Иметь или быть" я читала достаточно давно, как и другие его работы. Она одна из его поздних работ. Я всегда считала, что для лучшего понимания работ автора нужно ознакомиться с его биографией. А в данном случае - и с творчеством Фромма в целом.
«Вся жизнь индивида есть не что иное, как процесс рождения самого себя. По существу, мы должны бы полностью родиться к моменту смерти, но судьба большинства людей трагична: они умирают, так и не успев родиться».
Эрих Фромм «Здоровое общество»
Каждая культура – это живой организм, который рождается, расцветает, увядает и умирает. Как утверждал А.Швейцер: «По мере исторического развития общества и прогресса его экономической жизни, возможности процветания культуры не расширяются, а сужаются». Переход общества на новую ступень – всегда переломный из-за адаптации к новым условиям. На рубеже XIX и XX веков со становлением капитализма произошло «овеществление человека», подчинение личности власти рынка. Декаданс XX века породил проблему отчуждения, свободы личности, ощущение одиночества человека, переосмысление ценностей и изменение социального строя. Развитие социологии (значительную роль в которой сыграли работы Маркса, Энгельса, Вебера, Лебона), промышленная революция, изменение структуры рабочего и свободного времени, и, соответственно, изменение мировоззрения людей, привели к пересмотру роли биологических факторов человека, выделив значительное место социальным. Благодаря сокращению рабочих часов люди получили свободное время, но они не знали, как использовать эту «свободу», что в итоге привело к «убиванию» времени. Человек оказался неподготовленным к тому, что он предоставлен собственным силам и должен сам придавать смысл своей жизни. Свобода стала для человека психологической проблемой. Все эти проблемы получили развитие в работах философов и психологов XX века, среди которых важное место занимает Эрих Фромм.
Воспитанный в религиозных традициях иудаизма, в семье с негативным отношением к буржуазному обществу и к зацикленности на зарабатывании денег, Эрих Фромм с детства не понимал человеческой жестокости и алчности. Ещё в ранние годы он предпочитал чтение Талмуда вместо героического эпоса, наполненного разрушительностью, жестокостью и конкуренцией. Однажды, испытывая сильный голод, Фромм съел свиную сосиску, которая по законам иудаизма запрещена, но чувство вины не возникло, ничего страшного после его «грехопадения» не произошло, что и заставило задуматься над правомерностью религиозных законов. Вскоре, увлекшись психологией и социологией, Фромм меняет своё отношение к религии: он стал относиться к ней более критически, как к системе взглядов человека, которая даёт объект поклонения. Мировые войны показали Фромму, что религия может выступать и как коллективный невроз, если большинство поклоняется Гитлеру (некрофилу в понимании Фромма). В книге «Психоанализ и религия» он выделяет авторитарные (все, кроме буддизма) и гуманистические типы (в центре которых находится человек, а Бог – это символ собственных сил человека). Таким образом, иудаизм, который занимал большое место в детстве Эриха, превратился в авторитарную религию, управляющей судьбой людей.
Первая мировая война не обошла стороной Эриха Фромма и заставила задуматься над многими вещами. Мир сошёл с ума. Кровожадность, враждебность и агрессивность, миллионы погубленных и искалеченных жизней, душераздирающие плачи и крики. А ради чего? Неужели эта жестокая гонка за властью, территорией, ресурсами приносит счастье?
Вечный вопрос не покидал душу Эриха Фромма: что заставляет миллионы людей проявлять жестокость и убивать друг друга? Позже, в 1973 году он даст свои ответы в книге «Анатомия человеческой деструктивности», показав, что жестокость и деструктивность появляются в обществе с разделением труда, ростом производства, образованием чрезмерного количества продуктов и с построением иерархии государства.
На мировоззрение Фромма также повлияло самоубийство молодой женщины после смерти её отца, желавшей быть похороненной рядом с ним. Она была близким другом семьи Фромма. Всё новые вопросы возникали у юноши после этого события: что является движущей силой человека? И с 1918 года он решил серьёзно заниматься психологией, философией и социологией.
После Первой мировой войны возникала надежда на победу демократии. Но она не оправдалась: Гитлер и Муссолини в Германии и Италии закрепили тоталитарные нацистские режимы. В 1930 году, будучи сотрудником Франкфуртского института социальных исследований и изучая неосознанные мотивы поведения людей с помощью анкетирования, Фромм понял, что люди не станут сопротивляться нацистам. Фромм долго раздумывал над тем, почему большинство остаётся безразличным к происходящему и не борется за свою свободу. Неужели людям присуща потребность в подчинении? Неужели эта потребность преобладает над желанием быть свободным? Заинтересованный идеями К. Маркса о классовой борьбе и отчуждении, увлекшись психоанализом З. Фрейда (а именно ролью бессознательного у человека) под влиянием первой жены Фриды Райхман (которая была старше Фромма на 10 лет), Фромм выдвигает свои идеи о бессознательных, противоположных друг другу потребностях человека в укорененности и индивидуации. Смена общественных формаций пытается уравновесить эти потребности. Если мы внимательно проследим, то в начале своего развития, когда человек был частью природы, он мог укорениться в ней, изолируясь от других членов племени. В гармонии с природой человек был счастлив. Но когда связь с природой разрушилась, человек оставил для себя только социальную возможность укорененности. «Вот я — сейчас в ногу со всеми — и всё-таки отдельно от всех». Е. Замятин "МЫ"
При капитализме человек вроде бы как и имеет свободу, но обрётая её, индивид начинает тосковать об укорененности. Ведь капиталистическое общество – это общество чужих друг другу людей. Чтобы вновь быть укорененным, человек будет подчиняться политическому лидеру. Таким образом, фашизм возник как стремление убежать от свободы и вновь почувствовать свою общность, почувствовать, что ты не один в этом мире, идентифицируя себя с политическим лидером. Тоталитаризм и фашизм - это расплата за неумение ценить свою свободу.
В XX веке обрело популярность течение экзистенциализма, придававшем большое значение свободе личности. В 1938 году вышел роман Сартра «Тошнота», в котором мыслитель писал, что быть свободным - значит быть самим собой, но с другой стороны, свобода предстает как тяжелое бремя для человека. Концепция Фромма имеет некоторые сходства с философией экзистенциализма. Идеи об укорененности и индивидуации, о механизмах бегства индивида в качестве решения проблем своего существования (садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм), об отчуждении людей друг от друга в капиталистическом обществе, Фромм воплотил в 1941 году в работе «Бегство от свободы» и в 1955 в «Здоровом обществе». Фромм утверждал, что производство должно служить человеку, а не экономике, необходима гармония человека с природой, а культура должна выступать как высшее благо человечества. Необходимо понимать, что максимальное потребление не приводит к процветанию культуры. Фромму принадлежит идея социальных характеров (накопительский, эксплуататорский, воспринимающий, рыночный, продуктивный). И система должна способствовать движению жизни человека, процветанию культуры, формированию продуктивного характера, и тогда мы можем говорить о здоровом обществе. Иначе – цивилизация на грани уничтожения.
Книга «Бегство от свободы» принесла широкую известность психологу, но, поскольку в ней критиковался фашизм, это вызвало ненависть к нему в Германии, из которой Фромм, к своему счастью, успел уехать в 1933 году в США и больше туда не вернулся, понимая, что люди не будут отстаивать свою свободу. В Америке у Фромма и Карен Хорни, развивается роман. Но из-за постоянных споров их отношения были обречены на провал.
Во времена Второй мировой войны Фромм передаёт свои знания младшему поколению, помогает открыть Нью-йоркское отделение Вашингтонской школы психиатрии и находит новую любовь. Эрих Фромм в 40-летнем возрасте встретил 50-летнюю фотокорреспондентку Хенни Гурланд, и, влюбившись без памяти, вступает в брак. Недостаток тепла со стороны матери в детстве повлиял на то, что Эрих Фромм выбирал женщин на много лет старше себя. Интерес Хенни Гурланд к религии и мистике способствовал изучению Фроммом дзен-буддизма, и в 1960 году выходит в свет его книга «Дзен-буддизм и психоанализ». В этом же году Фромм становится членом Социалистической партии США, пытаясь изменить мир и создать общество гуманистического социализма. Но его программа не была поддержана.
Эрих Фромм призывает людей пробудиться и освободиться от иллюзорного представления о том, будто обладание вещами ведет к счастью. Общество потребления, бегство от свободы, отчуждение человека от природы, одиночество, агрессия, - все эти понятия актуальны в наше время, словно дух того времени сместился к нам, словно Фромм – Феникс, восставший из пепла, пытается донести до нас свою бессмертную мелодию о проблеме здорового общества. На мой взгляд, современный человек, находящийся под властью рынка, неразумно потребляет всё увиденное на своём пути, что, несомненно, является деструктивным развитием. «Цивилизация мусорной корзины», как сказал бы Жан Бодрийяр.
Рыночная ориентация, направляя восприятие, чувства и мысли человека на товары, способствует желанию «обладать», а не «быть», отчуждению и ощущению одиночеству личности, о чем писал Фромм в «Иметь или быть».
Рекламы сулят, что лишь покупая ту или иную вещь, можно стать счастливым. «Счастье современного человека состоит в радостном волнении, которое он испытывает, глядя на витрины магазина и покупая все, что он может позволить себе купить или за наличные или в рассрочку». Эти слова написаны Фроммом более 50 лет назад, но я будто слышу их из его уст сегодня. Вместе с тем, появляются новые формы бегства от свободы и одиночества в виртуальный мир игр и социальных сетей. Идеи Эриха Фромма проживают аредовы веки. Хотелось бы верить, что «здоровое общество», о котором он размышлял, может существовать, что сейчас мы просто находимся в переломном моменте перехода на новую ступень, что наша культура «не умрёт, так и не успев родиться»…
Фромм верил, что есть спасительный путь от гибели нашей культуры, и всё — в наших руках. «Иметь» ненужные вещи или «быть» в гармонии с миром — выбор каждого человека. Но важно понимать свою ответственность в формировании общества, ведь само по себе оно здоровым не станет.
Комментарии
Спасибо за такую лаконичную биографию. Только-только дочитала книгу, до сих пор под впечатлением!
Как точно вы сказали про социальные сети - всего лишь ещё один способ бегства от свободы
Спасибо!