Больше историй

28 марта 2017 г. 11:49

989

Офелия – жертва любви или ее отсутствия?

"Где ива над водой растет, купая
В воде листву сребристую, она
Пришла туда в причудливых гирляндах
Из лютика, крапивы и ромашки,
И тех цветов, что грубо называет
Народ, а девушки зовут перстами
Покойников. Она свои венки
Повесить думала на ветках ивы,
Но ветвь сломилась. В плачущий поток
С цветами бедная упала. Платье,
Широко распустившись по воде,
Ее держало, как русалку..."

Признаюсь честно, Офелия никогда не относилась к категории женских героинь, которые меня вдохновляют и восхищают. При первых знакомствах с «Гамлетом» она казалась блеклой, скучной и типичной. Тихая, кроткая, любящая, добрая, абсолютно позитивная и благонравная девушка - классическая литературная героиня. Что в ней может быть интересного?

картинка Beatrice_Belial
Arthur Hughes, "Ophelia".

Но с возрастом начинаешь обращать внимание на детали. Они то и становятся сначала камнями преткновения, а потом трансформируются в своеобразную лестницу, ведущую к более глубокому пониманию литературы. И если рассматривать Офелию с точки зрения деталей ее образа и поведения, то понимаешь, что эта героиня: во-первых, крайне важна для творчества Шекспира; во-вторых, очень интересна сама по себе.

Зададим простые вроде бы вопросы: 1) Любил ли Гамлет Офелию? 2) Почему девушка лишилась разума? 3)Почему Гамлет не спас свою избранницу? 4) Что символизирует безумие Офелии в рамках «Гамлета»? Казалось бы, вопросы простые и любой человек, который хоть немного знаком с творчеством Шекспира, быстро и без запинок даст на них ответы, но только - ЧТО это будут за ответы. Я пыталась посмотреть чуть глубже и, анализируя психологию героев, дала свои ответы на некоторые из этих вопросов (в том числе и в своей рецензии на «Гамлета»).

картинка Beatrice_Belial
К. Маковский, " Офелия".

Кто такая Офелия? Типичная ли для Шекспира героиня? Едва ли. Вообще, женские героини Мастера заслуживают внимательного анализа, но в рамках этой истории ограничимся лишь кратким выводом о том, что для многих героинь Шекспира характерна решительность и готовность бороться за своё счастье. Офелию же характеризует покорность отцу, Гамлету и судьбе в принципе. Эта девушка - не сильна ни в какой области и любви ее (как мы увидим позже) это тоже касается.

С первого же появления Офелии обозначен главный конфликт её судьбы: отец и брат требуют от девушки отказаться от любви к Гамлету. «Я буду вам послушна господин мой», - отвечает Офелия Полонию. Так сразу обнаруживается отсутствие у неё воли и самостоятельности. Офелия перестаёт принимать письма Гамлета и не допускает его к себе. С такой же покорностью она соглашается встретиться с Гамлетом, зная, что их беседу будут подслушивать король и Полоний.

картинка Beatrice_Belial
Joseph Kirkpatrick, "Ophelia".

Итак, если Гамлет любил Офелию, а я думаю, что он ее все-таки любил, то почему не спас возлюбленную, почему не попытался понять боль и страдания девушки, предугадать ее возможную судьбу? Гамлет мог все это сделать (с его то интеллектом), но не стал. Почему? Я думаю, что на эту ситуацию сильно повлияла мать Гамлета. Она стала для героя олицетворением всех женщин в принципе. Как мать Гертруда была для Гамлета – образцом женщины как таковой, и, опираясь на нее, принц судил всех остальных женщин. На первый взгляд, это кажется довольно странным. Гамлет – не ребенок, чтобы считать, что все женщины такие же лгуньи и предательницы, как его мать. Но штука в том, что впечатление, произведенное предательством матери, для Гамлета настолько сильно, что он отвергает женщин в принципе, и не потому что ненавидит или не нуждается в них, а потому что боится. Боится, что его предадут, обманут и сделают жертвой. Для Гамлета это принципиально, а потому он не намерен рисковать. Как видно, его любовь была не слишком сильна, раз не сумела победить страх. И Офелия становится жертвой именно страха Гамлета. Можно ли обвинить принца в ее смерти? Лично я смотрю на Гамлета так, что мне вообще не нравится его хоть в чем-то обвинять. Как раз наоборот - хочется во всем оправдывать. Но это уже другая история.

картинка Beatrice_Belial
Jules Joseph Lefebvre.

Ну а почему Офелия сошла с ума? Это крайне важный, на мой взгляд, вопрос. Очень интересно было бы прочесть в комментариях ваши версии. Должна заметить, что наиболее важно как раз то, что в трагедии показано два вида безумства - мнимое у Гамлета и настоящее у Офелии. Нужно понимать, что Гамлет отнюдь не лишился рассудка. Потеряла его Офелия. Но почему? Только ли из-за пережитых потрясений? Все так просто? Это у Шекспира то?

Моя версия такова, что девушка была не способна вынести преображения характера своего принца, потому что ….не любила его. Казалось бы, странно, кто же может сомневаться в том, что Офелия очень любила Гамлета, но я попытаюсь объяснить, что имею в виду. Офелия обожает Гамлета, но она не готова к темной стороне его личности, не готова принять его как убийцу (да еще и убийцу ее отца), как отверженного, как изгоя, как «свихнувшегося». А причина этому может быть только одна – она не любит Гамлета по-настоящему. Не знаю, думал ли он об этом, понимал ли это. Скорее всего, его мысли были заняты вещами более важными. Но я убеждена, что если бы Офелия любила Гамлета по-настоящему, то она бы приняла все его поступки и преображения и хоть и не смогла бы обрести с ним счастье (ведь их союз в любом случае был бы невозможен), но жила бы своей любовью и не лишилась бы разума. Таким образом, безумие Офелии символизирует именно ее ненастоящую, а как бы декоративную любовь к Гамлету.

Под конец, хочу задать последний в этой истории вопрос - что связывает Офелию и леди Макбет? Похожи ли они хоть в чем-то, ведь это НАСТОЛЬКО разные героини? Буду благодарна, если кому-то придут какие-то соображения по данному вопросу. С интересом прочту их в комментариях (или прошу писать в личку, поскольку знаю, что для любителей Шекспира этот вопрос может быть очень близким).

Комментарии


Каждый раз, говоря об Офелии, вспоминается Рената Литвинова) она часто в фильмах говорит о невинно утонувшей Офелии...


А как ты к ней относишься, раз уж зашел такой разговор? Скажи свое мнение:)


Я к ней отношусь прекрасно. Книгу ее "Обладать и принадлежать" оценила. И о ней книгу - тоже.)
А ты?)


Считаю ее крайне интересной и красивой женщиной :) Книги не читала пока.


Стало быть, и в этом совпали) а до книг может быть доберешься однажды) надеюсь на это)


Ой, Аня, мне бы с собранием сочинения Лермонтова завершить чтение, а ты))) Я сейчас на 4 томе из 6, а у меня еще дома тут целый роман с дурдомом, так что я даже не знаю когда доберусь.


Ну ты быстро шуршишь страницами) томами проглатываешь)


Да какое там, это ты быстро читаешь :) А я за сегодня пока ни строчки не прочла, день такой дерганный выдался.


Я в тебя верю!)


Ваши версии, как обычно, неожиданны :)
Помню, вы Гамлета с Алексеем Карамазовым сравнивали. Я ещё тогда удивился, хотя спорить не стал.

Мне всё-таки кажется, в истории Гамлета и Офелии всё довольно понятно :) насколько можно понять Шекспира с учётом разницы времени, культуры и вообще насколько обычный человек может понять одного из величайших гениев всех времён и народов :)

Я думаю, Гамлет любил Офелию и собирался прожить долго и счастливо с ней вдвоём. И она его тоже любила. Думаю даже, что, за исключением официального ритуала, они уже были мужем и женой. И ощущали себя таковыми полностью и бесповоротно. Никакой Полоний им помешать не смог бы, поскольку Гамлет в обозримом будущем стал бы королём, а короли всё могли в те времена.
И всё было бы хорошо, не вмешайся Гамлет-отец.
После этого вмешательства представление Гамлета-сына о мире перевернулось. Он понял, что теперь ему будет не до свадеб, что надо решать совсем другие проблемы. И что добром это не закончится.
И тогда Гамлет прогоняет от себя Офелию. А прогнать её можно было только таким вот довольно-таки грубым способом. Объяснять ей что-либо было бесперспективно: она наверняка сказала бы что-нибудь романтическое типа "я тебе буду помогать и умру вместе с тобой". Её помощь могла смешать все Гамлету карты, так что другого выбора у него и не было...
Ну, а Офелия... Что Офелия? Она вполне серьёзно сошла с ума от бед и горя. Другая женщина в таких случаях стала бы ведьмой, но для этого надо иметь силу воли Маргариты, а не Офелии. И Гамлет помочь ей ничем не мог, поскольку ей не помог бы и современный психиатр :(
Думаю, для него это тоже было неожиданностью и страшным ударом судьбы, но отступать было всё равно некуда...
Как говаривал в таких случаях политрук Клочков,

Велика Дания, а отступать, товарищи, некуда: позади Эльсинор!

В общем, я Принца Датского понимаю, хотя на его месте поступил бы совсем по-другому :)


Спасибо за ваше мнение, с большим интересом прочла и безусловно с ним также можно согласиться:) Вообще, у вас такой прямо продуманный подход к отношениям Гамлета и Офелии, анализировали при чтении для себя эту пару? Просто я думала, что такие моменты в книгах вас редко задевают:)


Однажды Исаака Ньютона спросили:
-- Сэр Исаак, скажите, пожалуйста, как вам всё это удалось придумать?
А он говорит:
-- А я всё время об этом думаю.

Я не Исаак Ньютон, но как раз на эту тему думал :)

А в этот раз народ активно обсуждает. Сейчас почитаю :)


PS
В современном мире Офелия не может существовать без изображений кисти прерафаэлитов, в особенности без версии Милле, которую вы почему-то обошли вниманием :)


Вы правы, это воплощение Офелии в искусстве самое знаменитое и я хорошо знаю его, а вниманием обошла по такой причине - Офелия Милле -мертвая, причем именно некрасиво мертвая ( да у меня есть такой термин ) и мне это не нравится :) Героиня ассоциируется с невинностью, нежностью,чистотой, жертвенностью, так что те работы, которые я опубликовала в истории как мне показалось лучше ей соответствуют.


Понятно :)
А я думал, вы её решили не включать из-за затасканности. Она действительно везде-везде и в огромном количестве. Думаю, Милле не предвидел такого :)))


Правда, я постаралась отобрать более менее не затасканные картины, но едва ли мне это удалось:) Офелия ТАК вдохновляет художников, что мама дорогая:))) На леди Макбет вот столько работ не найдется:(


Про своё видение образа Офелии написала в личку, а о сопоставлении с леди Макбет буду думать. На первый взгляд, это как раз абсолютно противоположные типы личности: одна - субъект, другая объект, она сильно желает, решает, склоняет и пр., другая лишь склоняется, вплодь до распада личности.


Мне очень нравятся твои рассуждения на тему Офелии -леди Макбет уже в этом комментарии:) Заинтересована, думаю, можно будет обсудить пару теорий в личке.


Офелия - покорная дочь, в этом ее и разгадка. В настоящем ею распоряжается отец, в будущем должен распоряжаться муж (Гамлет) - это четкие незыблемые ориентиры. А когда эти ориентиры рушатся (да еще каким образом!), она сходит с ума. Ей не за что больше зацепиться в этом мире.


Твое мнение более чем логичное и я с ним согласна, но для себя попыталась отыскать более особенное объяснение характера и поведения для этой героини:) Так она меня вдохновила.


Особенный - сам образ, если бы его можно было исчерпать кратким объяснением, то это была бы не Офелия:)


А кто из шекспировских героинь -твоя любимая?


У меня нет любимой:)


А любимый герой я полагаю Горацио? Или все-таки кто-то другой?


Любимый герой - Гамлет-Смоктуновский. А точнее - его слова-слова-слова:)


Понятно:) Гамлет-Смоктуновский - это какая-то моя особенная любовь. Дело в том, что я впервые посмотрела этот фильм давно, когда еще не читала "Гамлета" и не понимала героя и тогда меня так вдохновил именно его Гамлет, его сила, мощь, красота, мрачность- короче, все как мы (в смысле я) любим:))) Шикарный мужчина:) Но еще я с интересом отношусь к Макбету, Кориолану (обожаю) и к Генриху IV. Мужские персонажи Шекспира- это роскошно.

Просто про Горацио так часто говорят, что он единственный положительный герой в "Гамлете" и прочее, сам понимаешь:)


"Шикарный мужчина:)" Скорее - персонаж, а так, согласен, конечно:) В "Гамлете" Козинцева вообще поразительная атмосфера - тревожно-завораживающая, мне кажется, просто оптимальная для фильма-экранизации "Гамлета". А Горацио - его как-то маловато, чтобы записать в герои...


Фильм гениальный, по поводу его атмосферы я с тобой конечно согласна:) Что касается Грарцио, то в самой трагедии ему хоть и не уделено много времени, но зато придано большое значение. Он- единственный верный друг Гамлета и именно он "приводит" героя к прозрению, встрече с призраком отца. Но, конечно, Горацио также не может играть серьезную роль для Гамлета, потому что принц так устроен, что ему вообще никого не надо ( ни друзей, ни невест).


Ему надо, чтобы в вечном сне ему приснились правильные сны:)


Антон, как эпично я иногда понимаю, НАСКОЛЬКО ты философ:) Круто сказано, дай пожму руку, если философам с дамами это не зазорно:))


Совсем не зазорно, так что охотно пожимаю:)