Больше историй

29 января 2017 г. 06:09

196

Поэта, которым так восторгается героиня повести, зовут Алексей Андреевич Ржевский.

картинка Nika_Noita

Русский лирический поэт ХVIII века, вице-директор Петербургской Академии Наук, президент Медицинской Коллегии, видный масон своего времени. Происходил из старинного дворянского рода, первоначально пошёл по военной стезе, потом предпочёл штатскую.
Принимал участие в работе над созданием словаря русского языка, участвовал в написании статей для «Переводов из Энциклопедии». Ржевским была сочинена драма «Смердий и Прелеста» на сюжет из истории Киева; драма эта была поставлена в придворном театре и имела успех. Посвящал оды царствующим императорам.
В стихах Ржевского ощутимы первые веяния зарождавшегося сентиментализма.
Поэтическое наследие Ржевского отличается богатством жанров: он писал оды -- торжественные и анакреонтические, элегии, идиллии, стансы, сонеты, эклоги, басни, притчи и т.д. По своему литературному направлению примыкал к группе Сумарокова и на первом этапе своего творчества сильно ему подражал. шаблонны; лучшие его произведения -- стансы и элегии. В них преобладают мотивы неразделенной и тоскующей любви и грусти о непостоянстве и суете всего земного.

"Наполнен век наш суетою,
Нигде блаженства в нем не зрим;
Единой только мы мечтою,
Прельстясь, от истины бежим",


Лирика поэта всегда соединена с дидактикой и является отголоском его масонских взглядов. Проповедь рационалистической добродетели, умеренности и внутреннего самоусовершенствования сочетается с признанием неизбежности желаний и страстей; истинное блаженство дает лишь душевное спокойствие, доступное человеку на всех без различия ступенях социальной лестницы; конечное успокоение и свободу дает смерть.

"О, жизнь, о суета! иль вечно нам страдать?
Страдать и не видать, что свет сей цепь мучений?
Не век: смерть может нам свободу даровать...".
Впрочем, поэт находит себе "modus vivendi":
"В одном спокойствии душевном
Блаженство наше состоит",


Внутренняя сосредоточенность некоторой части лирики Ржевского выгодно выделяет ее на бравурном фоне торжественной поэзии его эпохи; однако образами и красками она не богата. Идейная опустошенность привела поэта к преобладанию в его творчестве формы над содержанием. Ржевский внес в поэзию ряд сложных литературных приемов: стихотворение-период, построенное по типу загадки, стихотворение, читаемое с разным расположением строк, ода из односложных слов, "извитие словес" -- сознательную, порой нарочитую игру словом.

(Инфо с сайта http://az.lib.ru)