Больше историй
3 ноября 2016 г. 00:44
344
Если бы историки пользовались методами физиков
Лиза Рэндалл пространно описывает, как работают физики. Теоретики и экспериментаторы. Описывает довольно тоскливо и однообразно. Могу предложить ей совершенно бесплатно метафору.
Если бы историки пользовались методиками физиков, то это могло быть так.
Историк-теоретик XXI века, изучая работу предшественника, встречает задачу:
Бутылка с пробкой стоит 10 копеек.
Бутылка на 9 копеек дороже пробки.
Требуется найти стоимость бутылки и стоимость пробки.
Думаю, лайвлибовцы в состоянии решить эту задачу. Она взята из "Арифметики" Магницкого 1703 года. Пётр I поручил Телятину создать курс и учебник для преподавания в Навигацкой школе. Когда всё это было сделано, царь переименовал Телятина в Магницкого. Почитайте в интернете, если интересно.
Историк-теоретик решает задачу и получает ответ: пробка стоит ½ копейки, бутылка 9½.
Ясно, что теоретик хочет узнать, реальны ли величины, им полученные? Теория требует дробных зарядов копеек, а до сих пор во всех экспериментах получались цены только в целых.
И он обращается за подтверждением к историку-экспериментатору.
Тот вооружается Большим адронным коллайдером металлоискателем и отправляется в Питер. Там он находит потерянную кем-то, может быть, самим Магницким, монету достоинством в ½ копейки, чем подтверждает теорию.
А предположим, экспериментатор находит частицу монету в ⅓ копейки. Тогда перед теоретиком встанет задача включить её в свою систему уравнений вместо той, что он хотел. И заодно уточнить теории предшественников.
Таким образом и развивается историческая наука :)))
Если где встретите Лизу Рэндалл, ознакомьте её, пожалуйста, с моим текстом.
Комментарии
Не смог решить, только после оглашения ответа понял:) Но если найден правильный ответ с половинкой копейки, то ведь второго варианта решения вроде никак не может быть?
Кто знает, кто знает?..
Может быть, была и 1/3, но до наших дней ни одной не сохранилось. Кто знает?
Если что-то нашли, значит, это было. Но если не нашли, ещё не факт, что этого не было. Может быть, надо поискать в другом
диапазоне энергийместе?Если "историк-экспериментатор" такую не дай бог найдёт, "историку-теоретику" придётся иметь это в виду при создании следующих задач :)
Нет, я не спорю, что может быть и одна третья, я имею в виду, что нельзя найти даже и варианта ответа, при котором бы сошелся баланс в десять копеек - с использованием одной трети копейки.
Отчего же? Можно и с ⅓:
Верно. Но все же исходник - конкретная задача с конкретным решением и решение это требует поиска именно половины копейки. А треть копейки никак не вписывается, поэтому, если бы он ее и нашел, то приберег бы для системы каких-то других уравнений:)
Ну да, конечно.
А главное достоинство исходной задачи, разумеется, в том, что её придумал не кто-нибудь, а Магницкий, автор самого первого русского учебника математики. До этого все математические книги на Руси были написаны по-латыни или по-немецки. Да и написаны они были где-то далеко неизвестно кем.
Когда в следующей жизни открою детский сад, школу или вуз, обязательно назову их именем Магницкого.
Гарвардский университет назван в честь своего основателя, а мой будет имени Леонтия Магницкого.
Что, ж, в следующей жизни пойду именно в эту школу; хотя надеюсь, что в следующей жизни не будет школ:) Пусть уж будет сразу вуз!
Я, знаете ли, сильно сомневаюсь в необходимости существования большого числа вузов. На всю страну требуется дюжина вузов типа Московского университета, Физтеха, РГГУ и ВШЭ.
Трёхлетнее образование необходимо всем: каждый должен уметь писать и считать сдачу в магазине, а уж дальше...
Да если уж по-честному изучить вопрос, я уверен, окажется, что 90% людей ничего более того и не знают. Включая и тех, кто закончил какой-нибудь "университет государственного управления" или "академию туристического бизнеса".
Если все эти люди перестанут тратить 5 лет жизни чёрт знает на что, а займутся вместо этого делом, то и пенсионный возраст не надо будет увеличивать.
Я уверен в том, что куда более девяносто процентов не сможет во взрослом состоянии решить многие из школьных математических задач (я в их числе). Только дети, скорее всего, заставляют их снова "сесть за парту" и восстановить знания.
Не хочу обсуждать дальше публично. Я вам личное сообщение пришлю.
Хорошо, подожду сообщения.
1/3 копейки нет. Но есть 1/4. Полушка иначе. К задачи это не относится, но для общего развития пригодится.
Спасибо, что заботитесь о моём развитии, жалко только вы сильно с этим опоздали :)))