Больше историй

12 августа 2016 г. 16:22

360

О КНИЖНОЙ ЕДЕ

"Не читай за едой" - не слышал только тот, кто не читает вообще. Потому что, когда ты любишь чтение, рано или поздно возможность совмещать его с другими занятиями: еда, в постели перед сном, посещение туалета (sorry), поездки в общественном транспорте, под партой на скучном уроке и коротая время в очереди - становится для тебя очевидной. Открывая массу невиданных возможностей и неторенных прежде путей к счастью. Мычишь виновато: "Только страницу дочитаю", притыкаешь томик к тарелке и...

Суп проглатывается незаметно, если речь в это время о чудесах и диковинах. передай дальше. Или даже с аппетитом - когда герои в странствии вынуждены довольствоваться сухарями, солониной и родниковой водой. Все относительно и когда отчетливо видишь, как важно для других то, что достается тебе без усилий, невольно начинаешь ценить это сильнее. А раз осознав преимущества сочетания: книга+еда, уже и не мыслишь просто так, не за чтением, съесть чего-нибудь вкусненькое. Это же половины удовольствия лишить оба процесса.

Это прямой и непосредственный синтез: соедини два занятия и получи вдвое больше времени на оба в придачу к удовольствию. Но есть и другой, объединяющий чтение и еду. Обратным неверно его было бы назвать, он в другой плоскости и тоже синтетический. Это когда читая описание блюда, которое едят герои, понимаешь, как безумно проголодался. И бежишь на кухню, накидывая на тарелку, что под руку попадется: вчерашний плов, бутерброд с сыром или просто яблоко. Возвращаешься и, блин - почти ощущаешь вкус книжной еды. Умом понимая, что жуешь яблоко и всеми органами чувств ощущая яблоко, а вот поди ж ты - жабутикаба.

Это что еще за фрукт? Именно, что фрукт и с ним связано одно из первых и острейших такого рода впечатлений. Бразильский писатель Монтейру Лабату, книга "Орден желтого дятла", героиня - девочка Лусия, но никто ее так не зовет, а зовут все Носишкой. И когда созревает жабутикаба, она переезжает жить на дерево. Н-ну, примерно то же происходило у меня с черешней, а потом с вишней. Особенно подвяленной, очень сладкой. Хотя бразильская ягода вкуснее, должно быть. но за неимением гербовой... картинка majj-s

Вот такая она, бразильская винная ягода, растет прямо на стволе. И, уж не знаю почему, но именно Бразилия держит пальму первенства в рейтинге кулинарно-читательских впечатлений. Дальше период увлечения Жоржи Амаду, "Габриэла, корица и гвоздика" - и ненавистный прежде запах стоматологического кабинета переходит в разряд весьма приемлемых, а любая выпечка с корицей безоговорочно принимается всю остальную жизнь. "Дона Флор и два ее мужа", тут и объяснять не нужно. Помните те крохотные, на один укус. пирожки из маниоковой муки? А жареные бананы? В Советском Союзе такая безумная расточительность никому бы и в голову не пришла - жарить дефицитный заморский фрукт, не картошка, чать! Но попробовать было бы интересно.
картинка majj-s
И еще одна книга, на сей раз не бразильская, о Бразилии. "Ведьмы за границей" Терри Пратчетта. Задумалась, а точно ли о Бразилии? Логичнее привязать Орлею к Нью-Орлеану: смешение рас и культур; множественные градации для обозначения степени количественного соотношения белой, черной и индейской кровей, вудуизм и Барон Суббота. Может и Нью-Орлеан, но читая, воспринимала место действия именно как Бразилию, пусть уж так и останется. А предметом вожделения всех, кто есть кто-то в этой книге - суп буайбес, который готовит Госпожа Гоголь, возлюбленная Барона. Блюдо из категории "ум отъешь". И как же хотелось попробовать того буайбеса.

картинка majj-s
Странно, но ни русская, ни американская, ни европейская литература вполовину не подарили подобного рода впечатлений. Устрицы у Диккенса, Кит в "Лавке древностей" мечтает заказать дюжину, пригласив на обед Крошку Нэлл. Сочащиейся розовым соком ароматные сосиски, запеченные внутри каплуна, запеченного внутри инлейки, запеченной внутри барашка, которыми потчевал д`Артаньяна ставший бароном Портос; Барбекю в "Двенадцати дубах" в первых главах "Унесенных ветром" с ямой, наполненной угольями, где запекается и томится больше суток туша целого быка.


У нас Гоголь в "Сорочинской ярмарке" и особенно "Старосветских помещиках", Набоков в "Лужине", Аксенов в "Острове Крыме". И совершенно дивный Лазарчук в "Ином небе", та сцена, где импрвизированная пирушка на ферме у Деда - это апофеоз, как по мне. Я к тому сейчас, что умение писать о вещах обыденных и малозначительных, и лишенных романтико-патетического ореола так, чтобы они как воочию возникали перед читателем, наполнялись тугой упругостью, светом, цветом, вкусом и ароматом - очень редкое умение, мало кому подвластное. И ценное, как все уникальные вещи.