Больше историй
30 мая 2016 г. 06:16
495
О ГАДКИХ ЛЕБЕДЯХ.
"ВИНСЕНТ И ТЕО", ФИЛЬМ РОБЕРТА ОЛТМЕНА.
Артхауса не понимаю. А при чем тут артхаус? Фильм - биографическая драма, Вика говорит и по категориям разносит исключительно биографическим и знаменитый критик называет добросовестной, хотя и несколько затянутой, биографией. А они, критики, поболе твоего знают. Куда уж ты со своим то суконным рылом, в калашный ряд? А почему нет? Кино не мейнстримовое? Жанровое? Расширяет представление о жанре? Снято классиком мирового кинематографа, хотя к числу наиболее значимых его работ не относится? На все вопросы ответ положительный. Ну вот и разобрались - артхаус.
И что? Да ничего, только... Только некоторая эпатажность не может не присутствовать в картине такого толка. Это вообще свойственно артхаусу - смущать обывателя по типу:
"Я разом смазал карту будней, плеснув все краски из стакана".
Блокбастеры пусть поражают спецэффектами и прочими бюджетными наворотами, а мы покажем писающую в диораме девочку, роды проститутки на пляже, потом коснемся двусмысленной сценой дружбы ван Гога с Гогеном и его же поразительной привязанности к брату.
Тут ведь не нужно ничего прямо говорить. Так, оттенки. полутона, зритель сам два и два сложит. Правильно: латентный гомосексуализм, отсюда все его проблемы. И в этом исток нервного мятущегося болезненного гешальта, корреспондирующего с нынешним временем, которое ставит на проработку вопросы самоидентификации. Поразительная актуальность.
Неважно, что никто не знает в действительности, что там произошло между двумя художниками: творческие разногласия; бытовая ссора двух не слишком приспособленных к ведению совместного хозяйства и не имеющих средств нанять кого-то, кто делал бы это за них, людей; алкоскандал; ревность и раздражение одного вальяжной самоуверенностью другого; обострение психического недуга - наконец. Никто не знает. Не осталось свидетельских показаний, а Гоген вовсе уехал, едва дождавшись Тео, да и то, потому что нуждался в деньгах на дорогу. И друга в сумасшедшем доме не навестил.
Мне не надо показывать поцелуй, которым Винсент пытался наградить Поля, чтобы я больше прониклась к нему. Знаю о его миссионерской деятельности (что, не слышали о таком? Вот и никто почти не слышал, а между тем, этой стезе много отдал). И читать письма к брату. Умные, тонкие, глубокие послания человека, неудовлетворенного собой и склонного винить в собственной неуспешности не родителей, правительство и весь белый свет с парой коньков в придачу. как это принято повсеместно, но себя. Собственное несовершенство.
И работающего. Неустанно упорно трудящегося. всю жизнь, без выходных и отпусков. Кто виноват, что некоторые люди такими рождаются, не внушающими любви? Один при этом раскладе пойдет людей по подворотням резать, другой станет год за годом тихо отравлять жизнь близких; третий переплавит горе в прекрасные картины. В этом секрет поразительной современности ван Гога и его запоздалого, коммерческого успеха. Гадкие утята чаще вырастают в гадких же лебедей, но это все же лебеди, не утки. Наше время учится принимать себя такими, какие есть - гадкими лебедями.
В фильме я этого не увидела. Пол Рис хорош. Тим Рот бесподобен.
Комментарии
Я читаю эту книгу в данный момент , начала сразу после "Жажда жизни" . А о существовании фильма даже не подозревала , спасибо Вам ))))
А "Жажда жизни" - это Джек Лондон? Или я что-то путаю?
Точно, перепутала. Все сплелось, "Моряк в седле" его о Лондоне.
Может быть когда-нибудь и я почитаю.
)))) "Жажда жизни" это книга про самого Ван Гога , написанная Ирвингом Стоуном . Мне кажется без нее я бы не так полно и наглядно поняла о чем речь в "Письмах" . Хотя и сам Стоун использовал эти письма , когда создавал роман .
Спасибо, я это уже поняла.
Стоуну грех был бы не воспользоваться этими письмами. Они сами по себе сокровище. Но я не по биографической литературе. Ужасная интеллектуальная снобка, знаете ли. Считаю себя очень умной и предпочитаю складывать собственное мнение о великих людях, исходя из сделанного ими, а не сказанного о них другими.
А если серьезно, в юности несколько раз обожглась, не к месту и не ко времени пришедшими подробностями личной жизни творцов. И перестала с тех пор интересоваться слишком пристально. Боюсь.
Да к чему? Мне на днях один человек сказал, что
можно быть моральным уродом и одновременно хорошим поэтом, если работать дверью, через которую с людьми говорят иные миры.
Мне как-то сказали:
О, как же ты гадок!
Они ведь не знали,
Лебяжьих повадок.
Себя я приемлю,
А как же иначе!
Загажу всю землю,
То многое значит!
Вам бы все насмехаться да охальничать.
А между тем, что-то подсказывает мне: вы из тех людей, которые не знают мучительных проблем самоидентификации. Потому и ван Гог - не вполне ваш художник. Не та фигура, которая могла бы вызвать ваш живой отклик.
Может Гоген?
Откушу себе я ухо,
Только б Вас прельстить.
Песни слушать буду брюхом
И приму постриг.
А потом познать пытаясь,
Кто я есть и что,
Гордо пива наглотаюсь,
Как сплошное чмо.
Но ведь вы мученьем это
Не сочтете, нет?
Не составим мы дуэта
Для крутых бесед
О Ван Гоге и Гогене
Кто ж они таке?
С Вами точно на рентгене
В теЕрновом венке.
Восхищен я эрудицьей
Дамы той что с псом,
Мне б лечить идиотию
Я же байбаком.
А если серьезно, то Ван Гог и вправду сильно не мой художник, хотя его видение мира мне довольно близко.
Вот смотрите, его платаны и мои оливы, возможно помнящие Христа.:
Красота невероятная, спасибо.
Это в Гефсиманском саду? Мне подруга про них рассказывала, но увидеть не довелось.
И за Платаны спасибо.
И за стихи отдельное.
Как я понял собственно Гефсиманского сада как такового сейчас не известно. Но есть несколько мест, которые на это звание претендуют.
По израильским понятиям это нечто подобное:
Стихами трудно то назвать
Но я для Вас всегда стараюсь
Как стихоплет поблефовать
И тем в доверие втираюсь
Ну вот, еще одна иллюзия разрушена. Ну да ладно.
Ага! Я тоже больше был бы склонен считать, что Спаситель медитировал под оливами...
Но мне подруга прямо-таки гарантировала, что так оно и было, вернувшись 11 лет назад из Израиля. Может за это время историческая наука еще продвинулась и засомневалась?
Только он там не совсем медитировал, если вы помните Моление о чаше.
2000 лет слишком большой срок для растений и едва ли кто может гарантировать, что даже этим оливам столько лет на самом деле.
Я то же подозревала. Но : "Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад"