Больше историй

1 марта 2016 г. 07:19

238

О ЛЮБОВНИКАХ (НЕ ГЕРОЯХ).

Зачем ты всюду ищешь интересных историй? Поди разбери: может такой твой главный интерес - собирать и классифицировать случаи, происходившие с людьми; коллекционировать типы отношений между ними, как нумизмат монеты, а филателист марки. Может твои занятия астрологией имеют те же корни, что одержимость чтением - тебе хочется понять, как все в жизни устроено: как начинается, в какую сторону развивается, чем заканчивается. Что будет, если старый богач встретит молодую красавицу?

А вот по разному может: она пустит его состояние по ветру и после бросит; она станет ему утешением и преданной компаньонкой: она будет томиться в золотой клетке, ненавидя своего мучителя и не в силах вернуться к бедности; она проявит недюжиную деловую хватку, приумножит его состояние, народит ему детей и станет помыкать всеми вокруг (к вящей общей радости). Добавляя в уравнение детей богача от предыдущих браков, можно бесконечно разнообразить количество вариантов.

Красавец-сын, живущий под одной крышей с мачехой ровесницей - это адюльтер с инцестуальным привкусом, безнадежная влюбленность с его стороны: безнадежная влюбленность с ее стороны; взаимная любовь с мильёном терзаний, но без физической близости: ненависть и попытки опорочить соперника в глазах мужа и отца; равнодушие; отстраненное приятельство. А если дочь, все будет иначе. А если на расстоянии - совсем по-другому. Ну и как объять необъятное, если только одно сочетание порождает бесчисленное множество возможностей?

Да ведь только описывать долго. Просчитывается и классифицируется под соответствующий архетип мгновенно и редко встретишь тип отношений, подобного которому не видал. Я сейчас читаю "Шпиль" Голдинга и тут удивительной сложности плетение, какого не встречала прежде. Коротко о сюжете: настоятель храма в средневековом английском городке одержим идеей воздвигнуть над собором четырехсотфутовый шпиль (это 35-этажное здание, на минутку). А церковь, согласно легенде, не имеет фундамента, то есть есть - ленточный, но суть не в том. Тяжести шпиля конструкция не выдержит.

Это прекрасно понимает главный каменщик Роджер, но не сезон, рабочих нужно занять, а здесь платят и можно перекантоваться, пока безнадежность затеи не станет очевидной нанимателю, а после другой какой выгодный фрахт подвернется. Забегая вперед - не станет очевидна, у настоятеля Джосслина роль маниакальной идефикс и все доводы рассудка он будет отвергать. Фанатик, как Клод Фролло (помните: "Рай. обещают рай твои объятья"), с персонажем Гюго роднит и темная безнадежная страсть к одной из прихожанок, Гуди.

"Дочерью во Христе" называет про себя священник. Девочка из очень бедной семьи или вовсе сиротка и в свое время настоятель устроил ее брак с кривым хромым сторожем собора (еще одна аллюзия к "Собору парижской Богоматери"). Потомственным, сторожка приткнулась во внутреннем дворе храма, такая же замшелая, как сам он и Джосслин будет видеть свою птичку все время. Детьми не благославил Бог этот брак.

Бездетен и каменщик Роджер со своей болтливой слегка вульгарной Рейчел. Есть такой тип женщин: всюду суют свой нос, обо всем все знают и выносят суждение, не церемонясь с чувствами окружающих. Они так же похожи между собой, как брат и сестра: оба крепкие, коренастые, его молчаливость лишь оттеняет и дополняет ее словоохотливость - Роджер и Рейчел. Схожи, как различны хрупкая нежная рыжуха Гуди со стариком Пенгаллом.

И вот поди ж ты, неисповедимы пути женщины к сердцу мужчины. Притянулись во время бестолкового этого строительства жена сторожа и бригадир каменщиков, как притягиваются противоположности. И что? А ничего, настоятель Джосслин с ревнивым вниманием следящий как за дочерью во Христе, так и за мастером. Этап, когда тот должен объявить, что не может больше участвовать в преступной затее со шпилем и увести свое воинство из храма, близится, а страсть между ним и Гуди - канат, который удержит Роджера на строительстве, что канат - цепь. И Джосслин первым-единственным понимает, что связь уже началась, длится. Он ничего не сделал, чтобы предотвратить, не делает и теперь.

В один не прекрасный день Рейчел, которая чувствует же что-то - лицо начала красить и непристойное это красное платье надела, ищет мужа на стройке, не может сыскать, интуиция ведет ее в сторожку, крики, полуодетый Роджер выбегает из домика, осыпаемый ударами черенка метлы, в руке обманутой жены клок рыжих волос соперницы. Джосслин, он ведь любит молодую женщину, идет к ней, чтобы утешить и дать немного денег, а застает преждевременные роды - одежда бедняков в средневековье мешковатая, а Гуди худышка, но от любви таки дети случаются. да.

Ребенок не выжил, к вечеру умирает Гуди, связь Роджера с женой упрочилась. Теперь это не притяжение двух планет, как раньше, а незримый ошейник с цепью, конец которой женщина держит в руке. Строительство продолжается. Ну и что тебе это дает? На самом деле - удивительной сложности и горькой красоты историю, прекрасную в своей цельности. А разлагая на составляющие: отданная волей обстоятельств за недостойного себя человека женщина, когда-нибудь непременно встретит того, кого сочтет достойным и тогда горе ей; мужчина не пожертвует стабильностью и комфортом ради любви; мужчина всегда пожертвует любовью ради любимой игрушки. Все.