Больше историй

13 ноября 2015 г. 22:39

458

Со страниц 188-189 из послесловия Е.А. Стеквашова

Решила перепечатать. Текст взят со страниц 188-189 Из книги О. Уайльд "Портрет Дориана Грея", автор послесловия Е. А. Стеквашов, кандидат филологических наук. Издание 1986 года, Элиста: Калмыцкое книжное издательство.

"Готический роман" имел успех у рядового англичанина. В восемнадцатом веке особенной популярностью пользовалист Гораций Уолпол и Энн Редклиф, романы которых поразили современников нагромождением происшествий, окруженных ореолом таинственности, ужаса. Своей вершины жанр "готического романа" достиг в творчестве писателя, который жил уже в эпоху романтизма и значительно дополнил "роман ужасов" философской проблематикой. Это был автор романа "Мельмот - Скиталец" (1820) - Чарльз Роберт Мэтьюрин (1782-1824).

Ч.Р. Мэтьюрин проходился близким родственником О. Уайльду, он был родным дядей матери О. Уайльда, поэтессы Сперанца. Уайльд всегда гордился этим родством и великолепно знал "Мельмота". Когда после освобождения из тюрьмы О. Уайльд покинул Англию и переехал во Францию, он жил там под именем Себастьяна Мельмота. Ему было, конечно, известно, что его любимейшие авторы - Байрон, Бальзак, Бодлер - с великим почтением относились к художественному мастерству Ч. Р. Мэтьюрина.

Однако Уайльд во многом подражал своему родственнику. Биографы Мэтьюрина писали, что сам он находил большое удовольствие в том, чтобы одеваться по самой последней моде, и обладал определенной страстью к маскарадам, театральным представлениям. Многие современники подтверждают, что одевался Мэтьюрин очень вызывающе. О. Уайльд, как мы знаем, воспринял эту семейную традицию.

В начальной главе романа Мэтьюрина молодой студент Мельмот входит в таинственную комнату, "в которую почти шестьдесят лет входил только старый Мельмот", чтобы принести оттуда вино. Описание этой таинственной комнаты очень напоминает учебную комнату Дориана Грея, где он прятал компрометирующий его портрет. Среди "кучи старого и бесполезного тряпья" взгляд молодого Мельмота "вдруг неожиданно и по волшебству упал на портрет", глаза на котором "были таковы, что чувствовалось, они желали, чтобы их никогда не видели, и чувствовалось, что они не могут ничего забыть" . Это был потрет третьего Мельмота, который, по договору с дьяволом, должен был жить не старея. Этот родственник, Мельмот - Скиталец, был ещё жив. Он имел право отказаться от своего бессмертия, если найдет другого человека, который согласится принять от него дар вечной жизни, но никто не соглашается поменяться с ним своей судьбой. На последних страницах романа Мельмот -Скиталец возвращается к месту своего рождения, потому что пробил "колокол вечности", и сразу же становится старым в последние мгновения своей жизни: "В каждой черте его лица были видны линии старейшего возраста. Его волосы были белы, как снег, его рот впал, мускулы его лица застыли и поблекли, - он представлял яркую картину ужасной старческой слабости и разрушимости".

Мы видим, как автор "Портрета Дориана Грея" воспринял этот миф о нетронутой молодости. О. Уййльд в поисках художественной формы для выражения своих взглядов на трагические противоречия современного буржуазного общества, закономерности развития которого были не до конца ему ясны, с успехом использовал элементы жанра "готического романа" Ч. Р. Мэтьюрина. Однако мотив портрета в истории Мэтьюрина тоже не занял центрального места, как это произошло в романе О. Уайльда. Фантастический мотив с портретом, создавший условную эксперементальную ситуацию, в которой происходит испытание героя, стал центральным в романе О. Уайльда под влиянием впечатления от чтения романа Л. Бальзака "Шагреневая кожа", тоже развивающего философские мотивы романа Мэтьюрина.