Больше историй

1 ноября 2015 г. 13:03

689

Главная особенность авторского стиля Франца Кафки — это атмосфера сна. Каждая его книга похожа на сон, в чём-то страшный, но в большей мере абсурдный. Книги автора обладают логикой сна. А так как во сне всё наоборот, то можно сказать, что логика напрочь отсутствует. Я читала про Платонова интересную мысль: его стиль таков, что никогда не знаешь, как закончится предложение. Про Кафку можно сказать то же самое, но у него как бы вообще нет разграничения между предложениями. Вся книга читается как одно большое предложение, именно поэтому писателя тяжело цитировать — приходится вырывать из контекста.
Сновиденческая атмосфера проявляется в том, что никто, я уверена, в том числе и сам автор, не знает, что будет дальше. А вы уверены, когда смотрите сон в том, что произойдёт в следующую секунду? И дело не в неожиданных поворотах, вполне нормальных (частенько, даже необходимых) для литературного произведения. Повороты бывают у сюжета, а здесь сюжета нет! Есть затравка, в которой фактически рассказывается всё, что произошло и произойдёт в книге. Угадайте, где она?.. В первом предложении! Прочитайте первое предложение "Процесса", "Замка" и "Америки" и вы сами всё поймёте. Для тех, кто не читал эти произведения, поясню: дальше ничего не будет происходить. Будут какие-то действия, но они никак не повлияют на сюжет. Почему? Ответ выше: сюжета нет. Всё, что происходит с главными героями ни на йоту не продвигает их в нелёгком пути, скорее наоборот. Их затягивает пучина происходящего, героям приходится действовать по существующим правилам. Сравните это с ощущением, когда вам снится сон, вы понимаете, что это сон, что вокруг всё нереально, но проснуться не можете. Вы делаете глупейшие вещи, но поймёте это только когда проснётесь. Особенность кафкианских протагонистов: они никогда не просыпаются.
И ещё один важный момент: сон никогда не кончается! Просыпаясь, вы прерываете его. Иногда на самом интересном месте. Это и есть вишенка на торте сновиденческих произведений Кафки — они не имеют конца.
Также важно то, что персонажи Кафки не изменяются по ходу действия, с ними не происходит радикальных трансформаций: роста, деградации — не важно. Я даже понимаю, откуда это: на Франца изрядно повлияло творчество Достоевского, чьи герои остаются неизменными на протяжении всей книги (хочу подчеркнуть, что это не я заметила, а Набоков, но разделяю его мнение). Всё, что происходит с протагонистами Кафки, не оказывает на них существенного влияния. Уверена, что у вас возникла мысль: а как же "Превращение"? Здесь и зарыта собака для тех, кто верит, что Грегор Замза на самом деле превратился в насекомое. Не спорю, можно рассматривать такой вариант: Грегор превращается в насекомое и эта метаморфоза с лишком искупает всех последующих неизменяемых героев Кафки. Но посмотрите на "Превращение" сквозь мою призму: если ни один персонаж автора не изменился в процессе книги, то и Грегор ни в кого не превращается?.. Остаётся ли он человеком? Безусловно. Но в чём тогда дело? Отвечу: метаморфоза происходит не с главным героем, а с его семьёй. Для них он изменился! Они его таким видят! Почему? Могу объяснить только в подробной рецензии на "Превращение", писать которую у меня сейчас нет желания. В любом случае, данную повесть можно рассматривать на разных уровнях, если вам угодно, в разных трактовках.
Напоследок пару слов о том, зачем я раскрыла интригу тем, кто ещё не знаком с Кафкой. Теперь его книги можно не читать, если там всё равно ничего не происходит, правда? На мой взгляд, гораздо опаснее ожидать чего-то от его произведений и жестоко разочароваться, закончив чтение. Моё знакомство с Кафкой началось с "Процесса" и я была в недоумении — и это всё? Я даже подшучивала над собой: а чего ты ожидала, когда бралась за книгу под названием "Процесс"? Нужно было брать "Результат"! Итак, мой скромный совет начинающим: не ждите результата, морали, неожиданного финала и финала вообще. Наслаждайтесь процессом!

P.S. И не надейтесь на "уныние и тлен" — это стереотип. Кафка об этом никогда не писал. А если внимательно читать, можно даже найти отличный юмор ; )

Комментарии


А так как во сне всё наоборот

Жму твою ручку))
Спасибо за предупреждение, может и я, когда-нибудь дойду до автора)


Рада, что пригодилась ))
Вообще, у него самое логичное произведение, где есть развитие действия, кульминация, развязка - это "Превращение". А ещё совсем коротенький рассказ, на страничку, "Верхом на ведре". Там даже неожиданный финал есть ))


Отличное название - надо запомнить)))


Мне в свое время тяжело дался Кафка, сперва Процесс, потом Превращение. Я честно пыталась его понять, но не вышло. А вот почитала тебя и подумала, может, дать и ему второй шанс...


Может просто не твой автор?..
Если дашь второй шанс, то можно прочитать какой-нибудь рассказ, они у него короткие, больше похожи на притчи. Мне очень нравится Верхом на ведре


Хорошо, спасибо за совет. Посмотрю непременно :)


Всегда рада : )


Из Кафки читала только "Превращение", меня в свое время даже поразил этот рассказ.
И если так -

на Франца изрядно повлияло творчество Достоевского, чьи герои остаются неизменными на протяжении всей книги

, то учитывая, что Достоевский мне дается ну очень тяжко ("Преступление и наказание" ну ели дочитала, почти билась головой об стенку, честное слово), думаю, что объемные произведения Франца Кафки меня не зацепят, ведь я более приверженец динамического сюжета и "наладиться процессом" в этом случае мне будет тяжело.
А вот рассказик "Верхом не ведре" попробую почитать :) Может пойдёт)
Спасибо за историю и развернутый сюжет книги (хоть и сюжета там особо нет) !


Рада, что понравилось : )
У Достоевского, на мой взгляд, более тяжеловесный язык, местами нужно продираться сквозь дебри. У Кафки тоже есть "джунглеобразные" произведения, например, "Исследования одной собаки". Я читала этот рассказ неделю и стабильно засыпала каждый раз )))


О, будем знать, что почитать, если не хочется спать, а выспаться нужно :))


Да-да! Гарантия качества! Потому что я вообще сложно засыпаю, но здесь невозможно не отрубиться ))
Вот цитата для примера:

Вопрос, если угодно, не из простых, верно и то, что он занимает нас с древнейших времен, это коренной вопрос нашей мысли, развитой и подкрепленной в бесчисленных опытах наблюдений и версий, из коих сложилась целая наука, которая в своих непостижных параметрах и притязаниях давно уже превзошла возможности всех отдельно взятых ученых и в своей целокупности может быть воспринята лишь всем собачеством совокупно, да и то воспринята в откровенных стенаниях и частично, ибо всякие новые усилия и тщания неизбежно оседают в бездонных кладезях уже добытых знаний; такова увы, судьба и столь трудоемких и вряд ли осуществимых в полном объеме исследований, каковы мои собственные.

Это одно предложение! Но хочу подчеркнуть, что Кафка так извращается только здесь, больше такого за ним не замечала ))


Вот это да)) В конце уже потеряла ниточку начала) Радует, что не все произведения такого типа : )


А такой Кафка мне очень пришелся по душе! Хочу еще читать рассказы, вдруг будет такой же клад :))
Спасибо огромное за наводочку!


Ура-ура! Как я рада! ))))


А так как во сне всё наоборот, то можно сказать, что логика напрочь отсутствует.

Ну, логика то есть. пусть и "логика отражений", зазеркалья..)

Нужно было брать "Результат"! Итак, мой скромный совет начинающим: не ждите результата, морали, неожиданного финала и финала вообще. Наслаждайтесь процессом!

Здорово сказано,и.. верно!
А у Кафки и правда юмор очень оригинальный : теневой !


Спасибо! Рада, что вы оценили : )
Мне почему-то нравится следующий эпизод, вызывает улыбку:

Чтобы обезопасить избу от этих крыс, я заткнул все дыры соломой и паклей и каждое утро проверял землю вокруг. Я также намеревался покрыть досками пол хижины из утрамбованной земли, что также было бы не лишним в холода. Один крестьянин из соседней деревни по имени Екоц давно обещал мне принести для этих целей хороших просушенных досок, я много раз принимал его у себя в счет этого обещания, да он и не заставлял себя долго ждать, а приходил каждые 14 дней, иногда отправлял по железной дороге посылки, но досок не приносил. Он придумывал разные отговорки, чаще всего, что он слишком стар, чтобы тащить такой груз, и что его сын, который принесет доски, как раз теперь занят работой в поле. Екоцу, по его словам, и это было похоже на правду, было больше 70 лет, но он был высоким, еще очень сильным мужчиной. Кроме того, он все время менял историю и в другой раз говорил о том, как трудно достать такие длинные доски, какие мне были нужны. Я не настаивал, доски мне были нужны не срочно, Екоц сам навел меня на мысль покрыть пол, может быть, это было вовсе не так уж и нужно, короче говоря, я спокойно мог выслушивать ложь старика. Я обыкновенно приветствовал его: «Доски, Екоц!»

Эти "Доски, Екоц!" я периодически вспоминаю ))


Н-да, что-то грустное есть в таком юморе. Кстати, тут он чем-то похож на платоновский юмор.
Это вообще интересная тема : юмор писателей экзистенциалистов и абсурдистов. Как возникли первый смех и улыбка ? Есть два варианта : плохой и хороший..


Да, у него даже юмор грустноват.
На эту тему, честно говоря, не задумывалась. Надо будет обратить внимание ))


Полностью поддерживаю сеЮ "теорию снов"! Одна из особенностей сновидения - ты ничему не удивляешься. Ты можешь чувствовать страх, радость, стыд и пр., но ты не удивлён, почему ты вдруг стоишь голый посреди улицы, или почему летешь по небу, как самолёт, или почему превратился в жуткое насекомое. Приговаривают тебя (к чему-то), а ты принимаешь это как должное.
Занятно, что от обыденного мы во сне уходим в нестандартное, необычное, а в "Превращении" наоборот: Грегор просыпается, и явь явно страшнее и необычнее сна (какой, интересно, "неспокойный сон" он видел?).


Рада, что наши взгляды совпадают :)

О, про "неспокойный сон" хорошее замечание. У меня есть один вариант - ему снилось то, что произойдёт дальше, т.е. произведение зациклено )


У меня есть дикая версия, что ему снился "Процесс", а когда его во сне закололи ножом в сердце, он проснулся жуком в своей комнате...


Отличная идея!