Больше историй
10 февраля 2015 г. 02:03
176
Внезапно
В пятницу в Москве откроется мультимедийная выставка От Моне до Сезанна, так что самое время взяться за книгу Ревалда. В этой истории хочу поделиться своим удивлением.
Оказывается, если взять для композиции фрагмент почти Рафаэля (это гравюра с его картины «Суд Париса»)
и вложить в него замысел Джорджоне
Получится «Завтрак на траве» Мане.
У Рафаэля мужчина слева явно увидел что-то интересное. Мане добавил недостающее звено, но мужчина уже отвернулся.
Все это есть в Википедии, но я-то не знала. Только что прочла в книге, очень удивлена!
С удовольствием процитирую суждение критика-современника об этой картине Мане:
Я не могу умолчать о примечательной картине реалистической школы, которая перенесла замысел Джорджоне в современную французскую жизнь. Джорджоне удачно задумал сельский праздник; там мужчины были одеты, дамы же нет, но сомнительная мораль картины искупалась ее превосходным цветом… Теперь какой-то жалкий француз перевел это на язык современного французского реализма, увеличил размер и заменил ужасными современными французскими костюмами изящные венецианские. Да, вот они расположились под деревьями, — главная героиня совершенно раздета… вторая женщина в рубашке выходит из маленького ручейка, струящегося рядом, и два француза в фетровых шляпах сидят на очень зеленой траве с выражением глупого блаженства на лицах. Есть там и другие картины подобного же рода, которые приводят к заключению, что нагота, изображенная вульгарными людьми, неизбежно выглядит непристойной.
Там — это в «Салоне отверженных», где выставлялись отвергнутые жюри картины.
Ну а император Наполеон III попросту объявил эту картину «неприличной». Зато он приобрел «Венеру» Кабанеля (эта мадемуазель принесла автору ленточку Почетного легиона и избрание в члены Академии). Кому что…
Комментарии
Догадалась, потому что читала об этих наблюдениях в какой-то брошюре из серии "всё о живописи" :). Но внимательный ценитель живописи рано или поздно должен заметить сам подобную аллюзию ( но правильно ли я назвала это явление?:))
И спасибо за информацию о выставке - схожу непременно!
То ли аллюзия, то ли прямая цитата… Я очень начинающий любитель живописи, так что точнее не скажу.
Согласна, что ценители такие вещи замечают сами. Но это какой багаж знаний надо иметь (сколько картин помнить), чтоб проводить параллели и замечать сходства!
Ну это наверное как с книгами. Чем больше читаешь, тем больше отсылок, намёков (а то и плагиата) замечаешь.
Все зависит от памяти. У меня вот долговременная память слабая, поэтому я мало что помню так, чтоб можно было сопоставлять.
А с картинами еще сложнее, потому что нужна визуальная память (мне тут тоже нечем хвастаться).
мне, к сожалению, тоже...