Больше историй

8 ноября 2014 г. 21:38

2K

Чем слово наше отзовется

В школе, где я преподавала, ученики были сложные. Больше всего учителя боялись 8-го класса, которые могли и учителя матом послать, и сумками на уроке кидаться, а то и вовсе всем классом встать и уйти после неосторожного слова преподавателя. Вызывать же родителей в школу — бесполезно. У большинства учеников их и вовсе не было, а опекуны махнули на них рукой. Иногда создавалось впечатление, что они и сами на себя махнули рукой, потому что на полном серьёзе рассказывали мне, что собираются после школы работать в Макдональдсе: «А куда нас ещё возьмут?»

Знание русского языка и литературы (точнее, полное незнание) — это отдельная песня, которую я сейчас петь не буду, не о том речь. Думаю, одного примера будет достаточно. В восьмом классе нам на первых уроках пришлось изучать… Как пишутся окончания «-тся» и «-ться», потому что 85% класса сделали ошибки, причём 40% - написав «-ца». Не в шутку. Всерьёз.

И всё же эти бухающие, матерящиеся и постоянно делающие селфи (о боги, кому может понадобиться селфи в школьном туалете? Две селфи? Семь? А фоточка ногами в унитазе?) ребята были обыкновенными детьми. Совсем по-детски прыгали, когда в школу приходил видеоблогер Андрей Нифёдов, смеялись дурацким шуткам на уроке, пытались напугать учителей. Приходили и жаловались мне на то, что новая математичка объясняет непонятно и обзывает их за это баранами, а физичка смешно сморкается. Когда они писали сочинение «Самый страшный день в моей жизни» четверо рассказали про их выпускной из начальной школы. Стало ясно, что выросли они «самым диким и неуправляемым классом» только потому, что их все забросили. Действительно, учителя от них постоянно отказывались, а они уже и рады были их травить, что терять-то?

За месяц занятий с ними случилось многое. Самым запоминающимся же стало вот что. В моём кабинете, как и во всех остальных, стоял шкаф, где я держала учебную литературу. Стояли там и те учебники, которые я не таскала с собой домой каждый день, например, «Литература. Часть 2». Ну стоит и стоит, библиотека в начале года мне выдала под расписку. Дожидается своего часа. Книжка новая, красивая, только закупили. И вот после одного урока у 8-го класса я замечаю, что на плотном книжном ряду на полке — прогалина. Пересчитываю учебники и понимаю, что как раз второй части учебника литературы за восьмой класс и не хватает. Что делать? Учитель я новый, класс не мой. Пойти пожаловаться классному руководителю? Так он детей начнёт прессовать, а они сразу в глухую защиту уйдут. Библиотекарю сказать? Она тётка хорошая, да зачем её раньше времени беспокоить? Пошла я к социальному педагогу за советом. У неё в нашей школы работы была вагон и маленькая тележка. Она сразу сказала: «Смиритесь, не вернут они вам учебник, не первый раз уже. А шкаф надо запирать — это раз. Детей без преподавателя в кабинете не оставлять — это два. Не то не только учебника не досчитаетесь».

Я всё-таки поговорила с детьми дважды. Не обвиняла, неговорила дурацкие фразы: «Вдруг кто-то взял его по ошибке…» Ясен красен, что никакой ошибкой тут и не пахло. Просто сказала, что этот учебник нужен мне для работы, верните, пожалуйста, кто его взял. Дети расстроились: «Ну вот, Мария Игоревна, и вы теперь думаете, что мы класс пропащий! Всё на нас сразу валят! А вдруг кто-то другой взял?» А я-то знаю, что у меня в этом кабинете только 8-й класс и занимается, пятиклашки всегда под надзором.

Так и забыли об этом, прошла неделя, другая. Подумала я, что уж ладно, заплачу библиотеке штраф за пропавшую книжку, благо что он не в полную стоимость — учебников у нас с избытком. И так получилось, что мне пришлось по семейным обстоятельствам уйти с работы. Рассказываю я об этом пятиклашкам, рассказываю восьмиклашкам… И смотрю — они что-то взволновались. Спрашивают: «Мария Игоревна, а вы ведь не из-за нас уходите? Ну, мы учимся плохо и всё такое». «Конечно же не из-за вас, от вас у меня неплохие впечатления». Тут я не лукавила. Они хоть и мало знали и много ленились, но на уроках сидели тихо, даже если лентяйничали, то никому не мешали (ну, кроме самых первых занятий, когда они брали меня на слабо). По сравнению с двумя классами гиперактивных и шумных пятиклашек — настоящий отдых посреди рабочего дня.

В понедельник был последний рабочий день, мне ко второму уроку, а первый урок в моём кабинете проводил другой преподаватель. Прихожу, а на столе лежит вот что:
картинка TibetanFox
Записки не было, но я и так всё поняла. Распрощалась с ребятами с улыбкой.

Комментарии


Обожаю просто вас читать!:-)))


Вы молодец. Жаль, что Вы уходите из школы - не знаю, именно из этой или вообще. На мой взгляд, только такие люди и должны преподавать...


Вернусь, когда закончатся "семейные обстоятельства".


Честно сказать удивляюсь вашей выдержке, быть учителем в школе...
Надеюсь, что вы будете в будущем и дальше преподавать, чувствуется что у вас к этому призвание и вы сможете воспитать большое количество прекрасных людей.


...И всё же эти бухающие, матерящиеся и постоянно делающие селфи (о боги, кому может понадобиться селфи в школьном туалете? Две селфи? Семь? А фоточка ногами в унитазе?) ребята были обыкновенными детьми.
...Дети расстроились: «Ну вот, Мария Игоревна, и вы теперь думаете, что мы класс пропащий! Всё на нас сразу валят! А вдруг кто-то другой взял?»

А вот по этому поводу тоже хочу историю рассказать.
У меня в дипломе написано, что я - преподаватель истории. Преподавал я в своей жизни ровно восемь часов - на пятом курсе была педагогическая практика.
Так случилось, что во время первого приезда нашего курса в школу, когда между нами, студентами, распределяли классы, меня среди студентов нашей кафедры не было - что-то помешало. В результате всякие исторические классы расхватали мои однокашники, а мне на выбор остались 9-й "в" и 9-й "г".
Девятый "в" был классом коррекции - там учились дети с задержкой в умственном развитии. Про другой же класс одна из учительниц сказала дословно следующее: "Ну, гэ - оно и есть гэ". В этом классе собрали самых хулиганистых ребят, а также тех, кто учиться просто не хотел.
Подумав, я выбрал себе 9-й "г" - класс хулиганов. В первый же день мне достался сдвоенный урок в этом классе.
Захожу в класс, звучит звонок, начинается урок истории. Вернее, как бы начинается. По классу все время ходят ученики и летают разные предметы. Шум, гам, базар-вокзал. Селфи, правда, они не делали - на дворе стоял 1995-й год, тогда и слова-то такого не было :)
В общем, первый урок ушел на установление хотя бы минимальной тишины - впрочем, я в тот момент особо не старался ее установить, поскольку в голову пришла мысль, как лучше это сделать. Ну, еще перекличку провел - надо же было понять, кого как зовут.
Прозвучал звонок на перемену, самые буйные (человек шесть-семь) сбились в стайку и куда-то пошли. Я пошел за ними, но особо не торопился, соблюдал дистанцию. Вижу - заходят в туалет. Ну, думаю, нужно выждать одну-две минуты, чтобы все успели закурить, потом уже заходить.
Выждал. Зашел. Смотрю - стоят и курят, мне было интересно, как отреагируют на меня. Ничего так отреагировали - видно, что напряглись, но сигареты не бросили. Наоборот, продолжают курить, стараются делать это с независимым видом.
Обратился к ним с речью примерно такого содержания:
- Ребята, давайте договоримся по-человечески. Я сюда пришел не для того, чтобы ставить вам двойки или жаловаться на вас директору. Если не хотите ходить на мои уроки - пожалуйста, насильно никого не держу. Но раз пришли - пожалуйста, ведите себя прилично. Я к вам отношусь с уважением и надеюсь на ответное уважение.
Сказал и вышел. Они остались докуривать и обдумывать.
Начался второй урок. Смотрю - в классе тишина. Эти орлы сидят тихо, более того, еще и товарищей одергивают, если нужно.
Но это не все. Те, с кем я говорил в туалете, как-то странно смотрят - то на меня, то друг на друга. Рассказываю классу что-то про Александра II, Сперанского, Аракчеева, а сам пытаюсь понять, что это за выражение на их лицах. Какая-то очень странная смесь одобрения, недоумения и смятения, причем смятение явно превалирует. Или оно мне просто мерещится?..
И вот думаю об этом, думаю - а потом вспоминаю фразу учительницы: "Ну, гэ - оно и есть гэ". И тут я понимаю - нет, оно мне не мерещится. Самое натуральное смятение и есть. С ними в этой школе уже давно никто не разговаривал по-человечески. И в данный момент они просто не понимают, как с этим быть. Время на адаптацию нужно.
Постепенно адаптировались :)


Угу, легко верю в это.
Всю жизнь это наблюдаю: как подростки буквально фигеют от нетрадиционно человеческого общения. И как готовы потом на невероятные поступки за того, кто с ними по-человечески (хотя это, конечно, не является целью педагога;)).

И очень люблю истории, подобные вашей и подобные Машиной. Их бы почаще читать другим педагогам, особенно у которых дети просто как на конвейере проходят мимо потоком.


очень удивительно мне такое слышать) у меня тоже был такой класс, сколько от нас и учителей отказывалось и дикими называли, и по-всякому пытались достучаться. не могу даже представить, чтобы они расстроились насчет ухода учителя, или что-то в этом роде. скорее запустили бы этим же учебником)
правда, макдональдса у нас в городе нет, так что все хорошо устроились и заняли выгодное положение в жизни.


хорошая такая история... спасибо.


От моего класса, когда-то за один учебный год отказалось 5 классных преподавателей). Вспоминаю свой класс ну нормальный такой класс - болтать любили на уроке, на перемене с ума сходить, да и только). Когда пришла строгая классная она довольно легко взяла нас за жабры за первые пять минут (ей всегда давали Самые тяжелые классы, как профи). Я это к тому, что не все могут ладить с детьми, да только вот для учителя это основа основ. Вы видимо можете, а потому побольше бы таких учителей!


респект. и за историю, и вообще.
но у меня, Мария Игоревна, другой вопрос. +CD это как? что там, на диске, есть полезного?)


Фонохрестоматия. Сказки, стихи, начитанные профессиональными чтецами.


здорово. пригодилось на уроках?


Только у пятого. Восьмой не воспринимает после стольки лет халявы.


В ,,чику" или ,,замеряшки" с учеником случаем не вы играли?;)


Они сейчас все больше в доту и майнкрафт на смартфонах. В майнкрафт пытались заманить.


На выигрыш тоже по-видимому не молоко б покупалось в этом случае!? )


В майнкрафте не выиграешь.


Возможно, но только не в случае с Лидией Михайловной)


«сами знаете кто сами знаете что пропил»-стайл