Больше историй
11 октября 2014 г. 14:45
1K
О роли теории заговора в жизни российского писателя и интернета устройстве
Как некоторые из вас знают, а некоторые сейчас узнают, я недавно прочитал книжку Надежды Поповой «Ловец человеков», посмел написать рецензию и выложил ее в сообщество «Что читать?». А также на ЛайвЛибе и на Фантлабе, которыми — так вышло — я тоже пользуюсь. И тут «домик повернулся два или три раза, как карусель. Он оказался в самой середине урагана. Вихрь закружил его, поднял вверх и понес по воздуху». В общем, земля заходила ходуном, почва вскипела под ногами, вот это все.
На всякий случай краткий экскурс в устройство ЖЖ: если где-то пишут чей-то ник, этому человеку на почту приходит уведомление. Мол, вас там-то упомянули, идите скоренько читать. Ну, мне приходит письмо, я иду себе прогулочным шагом, не подумав о парадном фраке, — и выясняется, что у автора есть журнал, в котором она решила обсудить мой отзыв, посему там стоит дым коромыслом. Я делаю скриншот коромысла (сами знаете, дорогие мои любители криминальных сериалов, что в наше время вещдоками лучше запасаться заранее) и покидаю вечеринку.
Поклонники Надежды Поповой и сама Надежда Попова — интеллигентные, приятные и умудренные жизнью люди, с которыми немедленно хочется вступить в диалог (что вы легко поймете по следующему скриншоту).
Однако вещдоки, так получилось, запасаю не только я. И вот мне присылают новую картинку с сообщением Надежды Поповой. Выглядит оно следующим образом:
Я мог бы оставить его без комментариев, потому что оно, кажется, само все прекрасно рассказывает. Но не откажу себе в удовольствии, пока мы еще живем в относительно свободной стране.
Ведь это же удивительно, как кто-то «поразительным образом» запостил свой отзыв в книжное сообщество (не помню, с какого года участник, ну года два есть, наверное), в своем профиле на ЛайвЛибе (активный профиль, зарегистрирован три года назад, и я, возможно, даже ругался с вами где-нибудь в комментах) и на Фантлабе (активный профиль, зарегистрирован в 2005-м). Я думал, в интернете нет таких людей, которых в наше время шокирует компьютер с доступом в сеть и одновременная регистрация на нескольких тематических ресурсах. Оказывается, есть.
И главное - разные люди комментируют, а некоторые даже, с'ка, получили от чтения рецензии удовольствие. Вот что по-настоящему возмутительно в стране с населением 146+ миллионов человек. Конечно, в таких условиях вполне очевидно, что это одни и те же люди под разными никами, иначе быть никак не может.
Дорогой российский (и не только) писатель.
Я, российский читатель, понимаю и разделяю твою боль. Сложно представить, что кому-то может не понравиться великолепная книга, которую ты написал. Сложно предположить, что негативная рецензия может появиться сама собой, вне концепции уничтожения российского писательства в целом и выжигания молодых талантов в частности. Невозможно допустить мысль, что с рецензентом могут быть согласны другие существа люди, это нонсенс, я знаю. Другие люди должны быть согласны только с тобой, дорогой российский (и не только) писатель, в крайнем случае с твоим ближайшим окружением. Трудно, трудно и тяжело поверить, будто на планете живут какие-то выродки граждане, эстетическое мировосприятие которых отличается от твоего, и странно, возмутительно даже, что эти враги народа товарищи до сих пор не валят сибирский лес.
Я сам содрогаюсь каждый раз, когда эта чудовищная картина встает перед глазами. Давай же возьмемся за руки, дорогой российский писатель (ну и вы, басурманы, подходите, не бойтесь), и будем верить, что страшные времена скоро минуют и наступит рай единообразия, цензурных комитетов и благословенного хождения строем.
Amen.
Ветка комментариев
Только вчера довольно свежий пост из задолбашек на эту тему среди друзей обсуждали. Мнения разделились :) Во избежание недоразумений: я за оценку творчества автора безотносительно к его личности и частной жизни.
Я, например, тоже считаю, что надо бы разделять. Но это легко сказать - надо бы. Все-таки это в каком-то смысле идеальные условия, когда ты ничего про писателя не знаешь и никогда не узнаешь, а если узнаешь - то твой внутренний мир никак на это не отреагирует во время чтения его книжек или последующего обмозгажа.
Ну, я немного идеалист, так что мне в этом плане легче. Попробуй рассмотреть на примере музыки. Даже рок-музыки. Становится ли песня хуже от того, что ты знаешь: её автор — пьяница и бабник?
Если автор - пьяница и бабник, меня это и при чтении его книжки вряд ли сильно взволнует. :)
Видишь, я умом понимаю, о чем ты говоришь. А про музыку так мне это особенно близко. Но с песней это как-то проще, что ли.
Может быть, дело в том, что песня - это относительно короткий акт взаимодействия с ее создателем или исполнителем, а книга - все-таки достаточно продолжительный. Плюс песня - это такое комплексное явление: ты знаешь, что вокалист мудила и бил жену, но тебе хочется послушать крутое соло от гитариста. А в тексте все-таки ты один на один с автором, и соляк рядом некому запилить. В общем, все сложно.
Специально утрировала, чтобы сложности заметней проступили :)
Ну я потому и говорю, что ничегонезнание об авторе - это идеальные условия. А в жизни так же не бывает почти никогда, все время есть факторы. Вплоть до того, что про одного ты знаешь, что он был урод, и не можешь его читать. А про другого тоже знаешь - но можешь.
Хорошо, что это на другие профессии не распространяется. А то возникали бы мучительные вопросы: "Можно ли лечить зубы у стоматолога-гея?", "На достаточно ли православном заводе сделаны эти консервы?" :)
Смотри, Jasly, мой личный минусятор подтянулся. Запоздал что-то сегодня :)
Так суббота, время позднее. Уже ко сну, наверное, отходить собрался, а тут такой жир.
А, да, точно. Спасибо, что напомнил. До эфира!
Йоу.
Я все-таки скажу, что стоматолог-гей и православный завод (а также бухой рокер-наркоман, строго говоря) - немного из другой области примеры. Если я про человека знаю, что он гей или выпивает, я могу это одобрять или нет, а могу просто игнорировать. Но это не то же самое, как если бы я знал, что он, предположим, считает евреев или негров низшей расой.
Я тоже так ранше считала. Теперь, благодаря Поповой, моё мнение изменилось. Мало приятно читать книгу агрессивного автора, ведь книга может тебе не понравится. Это вполне закономерно и нормально. Но когда знаешь, что за это "не понравилось" от автора в тебя кирпич с проклятиями полетит - уже трижды подумаешь, а надо ли её книгу читать вообще? Если читаешь чью-то книгу - это внимание к автору. А нужно ли давать это внимание озлобившемуся писателю? Это как добровольно прийти к палачу и лечь на плаху. Неприятный осадочек остаётся, душа сжимается и неуютно вертится внутри.