Больше рецензий
31 августа 2020 г. 23:30
1K
5 Семь граней великого кристалла
РецензияКрапивин — это август, и я рада, что цикл про великий кристалл выпал мне именно в этом месяце. В августе есть беззаботные, чудесные и жаркие дни, бывают ливни с грозами, вечера — жутко промозглые, иногда и днём ветер пронизывает до костей. Появляются первые жёлтые листья и в сердце тихонько проникает тоска… А во взрослом мире в августе почти всегда творится ад. Кризисы, падающие самолёты, революции, несчастные случаи, теракты, взрывы — август богат на вот это всё.
Возможно, если вы не читали цикл, но немного знакомы с Крапивиным или же просто знаете на уровне «Крапивин — детский писатель», упоминание о взрослых ужасах вас несколько удивило. Но поверьте, основание у этого упоминания есть.
Одна хорошая женщина, ведущая литературное творчество для детей, любила повторять, что Толкиен написал сагу для всех возрастов. Хоббит — для детей. Властелин колец — для подростков. А вот Сильмариллион лучше отложить до поры до времени, это уже для взрослых. С великим кристаллом, мне кажется, ситуация примерно такая же, хотя, возможно, не в таком строгом порядке.
Начинается всё за здравие. Настоящая, ядрённая, крапивинская история «Выстрел с монитора». Тут тебе и настоящая мальчишеская дружба, и немного кораблей, и чуть-чуть фантастики, и мудрые взрослые покровители, и превозмогание. И, конечно, немного сложных отношений со значимыми взрослыми — оочень частый крапивинский мотив. Сюжет древний, как Греция — невиновного подвергают самому страшному наказанию и изгоняют из города. А он находит способ, как этот город спасти. Параллельно есть слой повествования, в котором старый попутчик на пароходе рассказывает юному об этом историю и выслушивает его нехитрые проблемы. Слои истории объединяет куда больше, чем кажется на первый взгляд, возможно, даже один общий герой. И важный для продолжения цикла артефакт — монетка в десять колосков, которая спасает всех пацанят из беды, когда им очень надо. Предисловие у книжки полезно перечитать после прочтения четвёртой части цикла — хоть станет понятно, о чём речь.
Вторая часть уже гораздо своеобразнее. Даже жалко, что первый раз я её прочитала не в подростковом возрасте, интересно было бы сравнить восприятие тогда и сейчас. «Гуси» — это технологическая антиутопия чистой воды с мудрой машиной во главе и, кстати, очень забавно её читать, если ты человек, который закатывает глаза от новомодных конспирологических теорий о массовом чипировании. Потому что у Крапивина чипирование показано реально страшным, и будь ты десять раз скептиком, сторонником прогресса и искусственного интеллекта, при чтении будешь вздрагивать и пересматривать ценности. А что, если ошибка? А как быть, если кому-то чип не прижился, или вообще не был вставлен? По логике машины, судьба таких людей — с детства гнить в тюремных интернатах, будто их и нет вовсе. Конечно, добрый автор придумает сказочный способ всех спасти, но не отпускает мысль: а если бы не было способа сбежать в параллельный мир, то что? А как детишки из других тюрем-интернатов жили до этого? А сколько стоит подкупить машину? Слишком много страшных тем для размышления дарит общество всеобщего блага. И, если честно, меня даже раздражал излишний, на мой взгляд, экшн в конце повести. Но подросткам бы, наверное, понравилось.
Я помню, как в этой книге, где главный герой, кстати, взрослый, что нехарактерно для Крапивина в целом, но нередко встречается в этом цикле, меня как-то резанули пару раз намёки на то, что у Корнелия вообще-то есть мужские половые желания. Не то чтобы меня это обычно шокировало в книгах, но творчество Крапивина всегда мне виделось глубоко асексуальным. Да, бывают упоминания романтической любви. Но в целом, Крапивин же командор, охраняющий чистоту детства? Или нет?...
Впрочем, в следующих двух произведениях цикла, об этом вопросе как-то забываешь. В «Якорной заставе», снова довольно детско-подростковой, хотя и поднимаются темы всеобщего блага ценой детских страданий, на первый взгляд выходит всё же история мальчика, тоскующего о как будто бы умершей маме и таки нашедшего способ к ней добраться. Это потрясающей силы история, в конце я даже всплакнула, а с книгами у меня это не слишком часто. «Крик петуха» — классный кроссовер: очень многие герои из старых частей снова в нём появляются, даже пацан с парохода! Повесть читается тяжеловато, потому что там много объяснений о строении фантастической вселенной кристалла, но объяснения важные и интересные, позволяют выстроить общую картину в голове, узреть, так сказать, модель великого кристалла.
Если хочется ещё больше объяснений, открываем пятую часть и снова натыкаемся на старого героя — кристалл Яшку. В принципе, здесь вся теория и закончится, и картинка крапивинской мультивселенной окончательно выстроится. Это хорошая новость. Плохая новость заключается в том, что уснувший на прошлых двух книгах червячок сомнения о том, для детей ли книга, снова проснётся. Потому что читателя ждут пытки, истории о лагерях, о подростках-ублюдках и прочая, прямо скажем, контрастная чернуха. Да, на фоне этого будет сказочная дружба Стасика и Яшки. Да, автор из машины снова подарит спасение, но всё же книжка уже, ИМХО, для старших подростков. И хорошо бы её потом обсудить с родителями.
Тут я подвожу небольшую черту, потому что да, хотела бы, чтобы на этом цикл закончился. Да, в первых пяти частях была и боль, и тоска, и одиночество, и взрослые темы, но Крапивин оставался добрым дядюшкой, дарящим свет и спасение, писавшем о чистой дружбе, великом кристалле и прочем вечном, добром и светлом. Эти книги я, в будущем, прочитала бы с потенциальными детьми или послушала бы аудиокниги и потом обсудила. Последние две части — нет.
Похожая история была с «Простоквашино» Эдуарда Успенского. Первые книги и мультфильмы все знают и любят, а дальнейшие части, в которых рэкет и прочие реалии 90-х большинство не знает, и слава Богу. Я подозреваю, что Крапивину было очень больно смотреть, во что превратилось прекрасное далёко. Я допускаю, что свою боль он выражал самым привычным для себя способом — облекал буквы в слова. Но, право слово, причём тут цикл о великом кристалле. Концепцией путешествия между мирами? Наличием командоров? Ну такое, прямо скажем. «Сказки о рыбаках и рыбках» — история о большом подлом компромиссе и выходе из него. Да, вопрос выбора, да, есть неплохие крапивинские образы, но подлива из жестокости, педофилии и отсутствия хэппи-энда всё портит. Возможно, читай я эту книгу отдельно от цикла, мне бы даже понравилось, но тут… Как из ясного тёплого летнего дня в промозглый ноябрь.
То же самое можно сказать и о «Лоцмане», только в нём безысходности ещё больше. Я понимаю, что последние две книги автобиографичны и Крапивин честно открыл перед читателем душу, и надо проявить сочувствие к человеку, который столько времени дарил другим свет, несмотря ни на что, но читать на контрасте слишком тяжело и душевыворачивающе. Думаю, я поступлю так: вернусь к этим книгам отдельно от цикла, осенью или в мрачном феврале, и, возможно, пересмотрю своё мнение.
Подытожим: Крапивин прекрасен и настоящий командор. Первые четыре книги советую читать, когда на душе скребут кошки, они осветят вам дорогу и напомнят о том, что есть на свете есть ещё чистота, свет и дружба. Пятую, возможно, стоит подсунуть тому, кто страдает от одиночества. Последние две — строго для запутавшихся взрослых. В любом случае и возрасте, не теряйте своё оло, любите в себе крапивинского мальчика, даже если вы девочка, и почаще смотрите на воду и звёзды.
Комментарии
Хорошо написано, вдумчиво, спасибо!
Спасибо, ваша похвала дорого стоит.)