Комментарии к подборке Классный журнал 8А - Стихийное чтение!

Классный руководитель Ctixia
Обучение закончено. Дальше... КНИГИ, КНИЖЕЧКИ, КНИЖУЛЕЧКИ № Ученик Заявка Основа Доп Фак Бонус Экз ПД 1… Развернуть 

Помощники

Пригласить помощника

На полке нет книг

Ветка комментариев


Rohinton Mistry – A Fine Balance r40-green.png
Если бы меня попросили в двух словах описать «Хрупкое равновесие», то сказала бы, что это «Отверженные» на индийский лад. Повествование от нескольких персонажей, которые рано или поздно пересекаются друг с другом, критика социально-политического строя, любовь к описываемой стране (а точнее, к людям), многостраничность.

Только Мистри на порядок убавляет градус сентиментальности, присущий Гюго. Ну то и понятно, всё-таки писатели разных веков. Отличительная особенность Мистри как писателя – это виртуозная способность качать читателей на эмоциональных качелях. Мне так было хорошо и тепло читать середину романа, так было радостно за героев, устроивших уютное гнёздышко вопреки всему, что я не сразу опомнилась – на каждое хорошее событие у писателя обязательно приходится плохое. В конце трагедии посыпались одна за другой в таком количестве, что хотелось отложить книгу далеко и надолго.

спойлер

И тут меня располовинило. С одной стороны, книга до ужаса реалистична. Ей веришь, от недостатка деталей произведение не страдает. Даже о второстепенных героях Мистри расскажет всё – как спали, как ели, как в туалет ходили, как страдали, как радовались. Это заставляет переживать все перипетии, через которые проходят персонажи, с особой остротой. С другой стороны, очень даже можно отстраниться от повествования и увидеть, насколько книга программная, что-ли. Как уже было круто подмечено в рецензии Kelderek , социальный статус персонажей выбран неслучайно:

Несмотря на то, что роман – история конкретных людей, персонажи в книге выполняют слишком уж очевидную служебную функцию. Дина и Манек вводят нас в быт среднего и бедного класса. Дина – яркий пример несчастливой женской судьбы. Манек проводник читателей в студенческую жизнь. Вместе с Омом они составляют обобщенный портрет молодого человека 70-х, горячего, беззаботного, томящегося вопросами пола, стоящего на пороге долгой жизни. Приключения портных Ишвара и Ома, родом из касты неприкасаемых – хороший предлог для того, чтобы дать череду зарисовок из жизни нищих и бедноты: чужие углы, ночевки на улице, трущобы, рэкет со стороны бандитов и жуликов, произвол властей, кошмар стерилизационных центров.


Мою приостановку неверия разрушало и то, что автор раз за разом возвращал второстепенных героев. Малахольный дрессировщик мартышек, адвокат на все руки, а также маньяк-цирюльник снова появлялись как будто по свистку Мистри, что воспринималось именно как искусственные сюжетные линии, а не как истории реальных персонажей. Уж молчу про историю импресарио попрошаек и его брата, вот это вообще был почти болливудский фильм.

Про страдания, жестокость, боль, несправедливость, которые и так всегда присутствовали в книге, но достигли критической точки в конце, хочется сказать особо. Мало того, что ближе к эпилогу умер приёмный отец Ишвара и Ома, что их самих изуродовали, что умер отец Манека (даже не попрощавшись с сыном), что умерли три сестрёнки Авинаша, автор думает, что этого недостаточно, и добивает читателей так:

«He returned to the place where the tree grew out of the overhang. The dog followed him for a while. The abscess was making it limp, the infection had probably penetrated the bone. Only a few weeks of life left for the poor creature, thought Maneck, no one to nurse it and heal it. Without Daddy around, who will care?»

Даже мимопроходившей собаке осталось жить пару недель?! Я на этом моменте сломалась, подумала – ну, автор, сколько можно, у меня сопереживальная мыщца скоро лопнет. А потом снизу постучали, стало ещё хуже. Сцена на вокзале в конце чуть не заставила меня запульнуть читалкой в стену, благо, опомнилась. Это что была за жесть?? Я понимаю, что хочется закольцевать роман, с чего начали, тем и закончили, но мой Манек бы такого не сделал, не оставил бы мать одну. Окей, даже если бы отчаялся вконец, отдал бы шахматы официанту. Что это была за жесть??

В общем, книга меня очень тронула, но ставлю четыре, потому что, как мне кажется, много сюжетных ходов продиктовано не соображениями реализма, а чисто желанием автора пнуть побольнее читателей.

свернуть

Alice Oseman – Radio Silence r50-green.png
В целом книга понравилась. Она лёгкая, но есть, над чем подумать – триста с чем-то страниц улетели за два дня. Я человек простой, я люблю, когда у героев всё хорошо, поэтому отдельное спасибо писательнице, что не уязвила в лучших чувствах. Наверное, «Radio Silence» в аудио-формате – вообще бомба, так как повествование крутится вокруг подкаста на ютубе, но в текстовом виде тоже очень ничего. Приятный британский английский с colour вместо голимого color и spilt вместо spilled.

спойлер

Что понравилось:

- в книге много значения придаётся дружбе. Отношения между Фрэнсис и Аледом очень милые, чистые и трогательные. Пусть даже Алед немного и drama queen, Фрэнсис его раз за разом вытаскивает - всем бы таких друзей. Драматичная сцена в конце книги, стереотипнейший ход в ромкомах, когда один герой садится в самолёт/автобус/поезд, а другой его останавливает, здесь разыгрывается не между влюблёнными, а между друзьями. У главной героини романтической линии, считай, вообще нет.

- подчёркивается, что, даже если у человека прекрасные отметки/отличный университет/денежная работа и тд, это не значит, что у него нет проблем. И что нельзя принижать переживания потому, что «ой, мне бы твои проблемы».
Мне очень понравился этот пассаж:

I’m sure you think I was complaining about nothing. You probably think I’m a whiny teenager. And yeah, it was all in my head, probably. That doesn’t mean it wasn’t real. So fuck you all.


Да, всё у нас в голове. Но это не значит, что переживания ничего не стоят.

- вообще книга – гимн тем ученикам или студентам, которые из последних сил крутятся в хомячином колесе образовательной системы. Если ты не поступаешь в хороший универ – ты лошара. Если выбираешь бесперспективное направление – ты лошара. Если у тебя нет денег на дальнейшее образование – ты лошара. Если депрессия и тревожность мешают учиться – ты лошара. Весь этот чудесный багаж современные школьники тащат на себе вплоть до поступления в университет, а то и дальше. Трое из пяти важных персонажей являются отличниками, так что автор успевает показать многое – кто справляется, кто не справляется, а кто-то уходит в свободное плавание, не поступая в универ, и ничего страшного с ним не случается.

- очень естественно и ненавязчиво в книгу введён уже традиционный суповой набор современного YA: разные цвета кожи героев, проблемы лгбтк+, а также разные типы внешности (форму тела имею в виду).

- в противовес стрёмным взрослым есть очень даже нормальные: у Фрэнсис понимающая, любящая мама, которая разделяет её интересы, а в школе есть неравнодушные учителя, которые радуются за своих подопечных и стараются им помочь.

Что не понравилось:

- антагонисты в книге, если их так можно назвать, на редкость агрессивные и беспощадные. Во-первых, толпа с тамблера, которая смачно деанонила создателя подкаста и его подругу-художницу. Не могу сказать, что такого не бывает, но обычно маленькие фандомы очень адекватные и уютные. Более того, всем пофиг. Может, пара неадекватов пристанет, но в целом всем всё равно, когда ты что сказал и с кем ты дружил летом. Чтобы люди на тамблере занимались деаноном - это вообще какой-то сюр. На 4chan бы таким занялись, да, они бы ещё и телефоны с адресами выложили в открытый доступ. Но тамблер?... Не знаю. Во-вторых, мать Аледа и Кэрис – это местная Амбридж. Драма второй половины книги не имела бы такой остроты, если бы Кэрол не была вездесущим исчадием ада.

- куча, куча отсылок к поп-культуре. Причём довольно забавно, что «скучная Фрэнсис», «школьная Фрэнсис» изо всех сил скрывает внутреннего гика и поэтому якобы у неё нет ярко выраженной личности и характера, а «настоящая Фрэнсис» не стесняется сыпать отсылками направо и налево, что должно показать её нитаковость и характерность. Ну да, ну да, а то ж больше никто на свете таких сериалов не смотрит и такую музыку не слушает.

- большая вариативность в длине глав и настроении – есть длинные и с кучей действия, а есть настолько короткие, что впору в тамблер постить. Наверное, это не баг, а фича, но мне иногда сбивало настрой.

свернуть

Haruichi Furudate – Haikyuu!! (Волейбол!) Vol. 39 r50-green.png
Тенма – котик! Не в том смысле, что он играет за Некому, а в том, что он очень милый. Волнуется на трибунах сразу за всех) А в матче Камомедай-Карасуно тем временем какая-то странная атмосфера. Вроде всё так неплохо, бодренько, но чувствуется приближающийся писец. Кстати, у нас опять передача «в мире животных»: kamome, 鴎 – это чайка. Я даже не знаю, кто может быть страшнее чаек… только гуси. Мне чёт нехорошо от этого матча.

Haruichi Furudate – Haikyuu!! (Волейбол!) Vol. 40 r50-green.png
Хината так быстро и мощно прыгает, что у меня сердце ёкает. Как у него там колени-то, а? Ой, нехорошо мне, нехорошо… Давно мы были без травм, Дайчи травмировался сто лет назад. Асахи тем временем тащит. Очень круто пробился сквозь блок Камомедай, и не один раз, а несколько – не силой, так хитростью. Настоящий ас) Приятно было видеть Сугу в качестве связующего, он такое солнышко.