Больше рецензий

24 июля 2018 г. 10:38

2K

4.5

картинка missis-capitanova

Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза,
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен
Перемен!
Мы ждем перемен.

5 марта 1953 года умер Иосиф Виссарионович Сталин. Все – от мала до велика (каждый в силу своих умственных способностей) понимал, что грядут перемены. Хорошие ли, плохие ли – пока не ясно, но то, что привычный мир больше не будет прежним, предвидели многие… Это ощущение, словно пьянящий аромат скорой весны, витало в самом воздухе…Не стали исключением, даже не смотря на свой юный возраст, и московские школьники – Илья, Миха и Саня, объедененные в кружок любителей русской словесности учителем – энтузиастом Виктором Юльевичем. Мы проследим их судьбу от 1953 и до 1996 годов – период между смертями двух Иосифов – Сталина и Бродского.

Илья, Миха и Саня составляют костяк романа «Зеленый шатер», но при этом я бы не сказала, что они являются главными героями. В этом произведении Людмили Улицкой для меня вообще нет главных героев. Сюжет романа поминает коробку с пазлом, состоящим из очень-очень многих деталей. Как и деталек в коробке, так и в романе персонажей великое множество. Все персонажи в нем той или иной гранью соприкасаются между собой. Иногда они сами не знают и даже не догадываются об этом. Эти люди ходят одними и теми же улицами, стоят в одних и тех же продуктовых очередях, передают из рук в руки одни книги, все являются знакомы между собой через три, два, а то и одно рукопожатие… Они, как и пазлы, при правильном складывании составляются собой большое полотно, дающее нам прекрасное представление о той эпохе.

О чем эта книга? О простых человеческих желаниях: читать книги и слушать музыку такие, какие ты хочешь; одеваться, как сам пожелаешь; выбирать круг знакомых по своему усмотрению… Да просто жить как пожелаешь, а не так, как хочет государство! Не боятся высказывать свои мысли, обсуждать все открыто и гласно, а не с женой ночью под одеялом! Не трястить от страха доносов, клеветы и анонимок! Быть личностью, а не клоном! Сейчас это сложно осознать и прочувствовать – ну хочется Вам прочесть книгу «1984» или «Архипелаг ГУЛАГ» - берите и читайте, обсуждайте, обменивайтесь мнениями – кто против!? Нужна Вам эта книга – в любой момент скачали в интернете и читайте, любите бумажную литературу – все книжные магазины и их полки к Вашим услугам! Хочется Вам до утра плясать фокстрот под американские хиты – да на здоровье! А в те годы подобное желание, подобная книга или пластинка, найденные у Вас, - это 190-я и 70-я статьи Уголовного кодекса СССР!

И, естественно, любое посягательство на свободу, любые ограничения вызывают вполне обоснованный протест! В основной массе у тех, чья юность пришлась на те далекие 60-е – люди более старшего возраста как-то притерпелись, впряглись и тянули эту лямку без особого ропота. А костяком движения стала молодежь. Мотивы и стремления у этой строптивости были разные - одни были за справедливость, но против родины, другие против власти, но за коммунизм, третьим хотелось настоящего христианства, а были еще и националисты, мечтающие о независимости своей Литвы или своей Западной Украины, и евреи, которые твердили только об отъезде… Но всех объеденяло одно - неприятие нынешней власти и жажда перемен. Разных перемен – кому каких…

Всех своих героев Улицкая рисует словно штрихами – каждому она уделяет равное внимание, ни на ком особо не делая акцентов. Возможно из-за этого, у меня не возникло симпатий или антипатий к персонажам – они все для меня были равны, мне было одинаково интересно наблюдать за каждым. Если все таки и выделять кого-то, то ближе всех мне оказался Саня, творческий человек, далекий от политики. Из тех, кто не понравился – жена Михи, Алена – я просто не смогла понять и принять ее поведения. Ни в жизни, ни в литуратуре я не понимаю женщин, которые ведут себя как маленькие девочки – капризничают, плачут, ждут, что весь мир бросится их утешать, забывая о том, что им уже самим по возрасту положено опекать своих собственных детей, принимать ответственные решение и быть капитаном в своей судьбе…

Повествование в книге нелинейное. Немного обрисовав нам костяк повествования, Улицкая то и дело откатывает нас во времени назад. В одной главе нам рассказывается о втором браке героя и через пару глав мы наблюдаем его знакомство с первой супругой; в одной главе мы только-только похоронили героя, как в следующей он появляется снова. Это было немного тягостно лично для меня – читаешь о нем, живом и невредимом, и понимаешь, что ничего хорошего его не ждет, ведь тебе все известно наперед. Хотя в таком литературном приеме есть своя прелесть… Отдельно хочется сказать о смерти. Конечно, все люди смерты и герои не исключение, но как-то в этом романе смертей очень много – мы станем свидетелями конца большого количества ключевых персонажей этой книги. И от этого тоже было как-то тягостно, тоскливо…

Дальше...

Что касается стиля автора. Изначально он показался мне немного топорным, но оказалось, что это всего лишь дело привычки и буквально через пару десятков страниц это ощущение исчезло. Хотя описание некоторых сцен в романе я считаю излишним (например, купание деревенских старух или борьба с вшами). Вот почему-то все чаще в современной русской литературе встречаются такие приемы, когда авторы включают в свой сюжет 1-2 вот такие вот пошлые, грязные сценки. Зачем и почему – для меня загадка. Я понимаю, что гереям ничто человеческое не чуждо, но и особой нужны в этих эпизодах не вижу – их наличие или отсутствие никак не повлияло на общую картину романа… Кстати, самая жуткая сцена во всем романе для меня – это похороны Сталина. Мороз по коже и взрыв мозга!

Так же мне не понравился финал. Не сама развязка этой истории, а именно последняя глава – лично мне она ничего не открыла нового и ничего не показала важного и значимого для сюжета. Я рада, что в итоге Саня эмигрировал в США и вот на этом можно было бы поставить точку – судьбы всех ключевых фигур нам известны, больше ждать нечего… Почему конец романа совпал со смертью Бродского я не совсем поняла. Нет, конечно, я могу дать определенное обоснование этому, но лично меня оно не устраивает…

В любом случае, первое знакомство с творчеством Людмилы Улицкой я считаю вполне успешным. Эту книгу я бы посоветовала тем, кому пришлись по душе «Дети Арбата» Рыбакова, «Московская сага» Аксенова или «Колония нескучного режима» Ряжского. Кстати, после прочтения мой виш-лист пополнился некоторыми новыми книгами, которые фигарировали в сюжете, - «Москва — Петушки» Венедикта Ерофеева, «Говорит Москва» и «Искупление» Юлия Даниэля.

Книга прочитана в рамках 1-го тура игры "KillWish"
29/30