Больше рецензий

anna112

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 июля 2018 г. 10:47

715

Стэнли. Но у меня день рождения не сегодня, Мег.
Мег. Нет, сегодня. Разверни.
Он тупо смотрит на сверток, встает и разворачивает его. Вынимает из бумаги игрушечный барабан.
Стэнли(вяло). Барабан. Игрушечный барабан.
Мег(ласково). Это тебе вместо пианино.

Сдаётся мне, что особенностью чтения пьес является их строгая дозировка: не более одной за раз. Предложенная автором сцена должна стать спектаклем и занять весь вечер. И, возможно, предложить небольшой партнёрский текст, который дополнит личное кривое отражение в словах пьесы.

Когда незадачливому бывшему пианисту подарили барабанные палочки, я подумала, что барабан всяко лучше пианино: места занимает меньше и ломается быстрее, лишь бы потом вместо барабана в ход не пошли кастрюли.

Барабанные палочки для меня стали контрапунктом пьесы Пинтера. Такая невозможная характеристика пианиста (ну или как бы пианиста - из пьесы этого не понять) подняла вечный вопрос: какое влияние оказывает исполнитель?

Уроженка Невеля пианистка Мария Вениаминовна Юдина играла «все по своему»
Святослав Рихтер вспоминал:
«Weinen, Klagen» Листа она замечательно играла, большую сонату B-dur Шуберта — очень хорошо. Хотя всё шиворот-навыворот. Она играла Баха во время войны — прелюдию си-бемоль минор — быстро и фортиссимо. И когда Нейгауз потом пошёл её поздравлять в артистическую, он сказал:
— Ну, скажите, пожалуйста, почему вы это так играете? Вот так!
— А сейчас война!
Вот это типичная Юдина: «А сейчас война!» Но после её концертов у меня болела голова. Она… насилие какое-то было над публикой, страшное насилие. Большой талант была.»*

Не считая возможном «послушать-оценить», нашла рассказ Улицкой «Короткое замыкание», в который казалось бы совершенно и незачем «приплетена» концертная запись Юдиной. Вынуждена признать: да, звучит. Улицкая взяла барабанные палочки ... и создала музыкальный этюд, рассказав о пианистке.

Вот такая она, пьеса Пинтера.
————
* в интернете много ресурсов с этой цитатой