Больше рецензий

Ullen

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 июня 2018 г. 02:32

455

3

В послесловии к этому сборнику кенийских детективов сказано, что «африканский детективный роман … находится в стадии развития и совершенствования». Спасибо автору, а то я всю голову сломала, как помягче выразить свою грусть-тоску от чтения довольно скучной литературы, как будто скроенной учениками по шаблону. Единственный роман, который меня немного оживил, это «Смертельное сафари», однако выскажусь по порядку.
«Люди из Претории» Хилари Нгвено – политический роман о журналисте Проныре Нельсоне, который расследует исчезновение белого ученого из секретной химической лаборатории. Звучит заманчиво, но ни раскрытия персонажей, ни интриги, ни даже экзотической африканской составляющей, кроме звучных слов «эфенди» и «мзунгу», которая могла сделать роман оригинальным, не нашлось. Впрочем, очевидной глупости не наблюдается, за это, а также за блюдо под названием «угали» ставлю «тройку» и объявляю середнячком.
«Смертельное сафари» Дэвида Дучи – это тот единственный детектив, который мне был интересен. Однако в послесловии сказано, что автор вдохновлялся «крутыми американскими детективами», возможно, он просто показался мне самым привычным. Главный герой – бывший полицейский Канджа, ныне частный телохранитель и детектив, по рабочим делам оказывается то в городе, то в горах, то в болоте, то на водопое диких животных, то болтается в небе на маленьком самолетике. Экшна здесь больше, самооценка героя не зашкаливает, несмотря на его успех у женского пола, экзотика есть, так что четыре балла на фоне остальных он заслужил.
«Синдикат дурмана» Фрэнка Саизи – истинный антигерой этого сборника. Его, видимо, писал «Капитан «Очевидность», или, как шутят по этому поводу, это уже «Адмирал «Ясен …». Потрясающее скопище шаблонов, прописных истин, стереотипов, приправленными с выверенной точностью сленговыми африканскими вставками и местными словечками. Прямо так и видится автор, который сличает свое творение с неким образцом «ага, вот здесь еще раз вставлю про выпивку и похмелье, тут местного колорита, а здесь не хватает «зловещего взгляда» и «подлых убийц». Кстати, главный герой – старший инспектор полиции Поль Кибвалеи, пиво пьет со льдом, а что, так тоже можно? Я не специалист по алкоголю вообще, тут обратила внимание. Диалоги на уровне «Они тащат пушку! Зачем? Они будут стрелять». В отличие от «Острова сокровищ» они это всерьез. Пафосно, клишировано и скууучно. Два балла.
В общем и целом, свой интерес к экзотическим детективам я пока утолила, но не утратила желания знакомиться с африканскими авторами. Помимо «остросюжетного романа» я получила чуток пропаганды, обвинения капитализма и белых во всех черных грехах (за редким исключением) и стенания о неоколониализме. Я и правда сочувствую всем развивающимся странам (эх, да и сами недалеко от «развивающихся» ушли), которые стремятся развиваться. Однако не могу не удивляться негодующим словам о недоверии белых к компетенции африканской полиции, если далее эта же полиция стреляет по пустой лодке еще пять минут после того, как видели, что все оттуда убежали, вместо того, чтобы стрелять по бегущим. Ой, и правда, что это мы. Ой, и правда, что же это такое я прочла.
Добавлю, что своеобразные черно-белые иллюстрации Сергея Гета книгу очень оживляют, добавляют ей динамики и стремительности. Графическое оформление придает детективу действительно остросюжетный вид и идет книге в плюс, хотя информация об иллюстраторе как-то стыдливо замалчивается и ее трудно было найти.
картинка Ullen