Больше рецензий

30 мая 2018 г. 16:52

465

4

Странная работа. Вроде и было интересно читать эту книгу, а вроде и ничего особенного. Про автора я слышу впервые (хотя смутно припоминаю его имя в связи с исследованиями в области феноменологии религии), а эту его работу решила прочесть потому, что в ней имеется довольно обширная статья о Карле Барте. Но она мне мало пригодилась, и я почему-то даже не подумала, что он в ней рассматривается именно как критик. Наверное, потому что из названия следует, что речь, очевидно, должна идти о постмодернистских критиках, а Барт уж точно никакой не постмодернист. Или речь идёт в целом об эпохе постмодерна и её "обитателях"? Но тогда его всё равно следовало бы отнести скорее к модерну. В общем, какое-то туманное это исследование, но зато много забавных историй о постмодернистах в современном научном дискурсе, о продвижении антинаучных идей и их обосновании. Да и сама книга начинается вступлением с жаркой критикой в адрес постмодернистов, я такое люблю... В ней есть много абстрактных, деконструктивистских да и просто нелепых примеров современных "научных" теорий - в том числе, особенно! в сфере религиоведения. Так как сама я не имею чёткого и осознанного отношения к этой сфере - иными словами, я не совсем понимаю и принимаю предмет научного религиоведения, то часто критику Апполонова в адрес, например, современных теологов я не разделяю. Действительно, существует проблема взаимодействия между инсайдерами (верующими) и аутсайдерами (исследователями религии), существует диалектика религии и веры, и иногда грани между этими категориями стираются или обостряются. Поэтому я не вижу серьёзного повода для критики там, где, скажем, протестантский теолог начинает заниматься "религиоведением" в индивидуалистском ключе своей веры. Другое дело - это идиотские теории, которые подкрепляются подложными "фактами". Я раньше не обращала внимания на эту проблему в постмодернистской науке, я даже не думала, что она есть. Честно говоря, мне казалось, что в науке по-прежнему всё строго и фактично. А теперь, оказывается, большое количество исследователей, особенно и прежде всего в гуманитарных сферах, занимаются подлогом фактов и цитат в пользу своей научной гипотезы. Перевираются переводы, точность цитирования и ссылки на источники, а попытка поймать жулика обыкновенно заканчивается обидой и препирательством с заваулированными оскорблениями на страницах научных изданий. Апполонов даже делится своим опытом, где его бессовестным оппонентом оказался знакомый мне профессор, кто бы мог подумать.
В нескольких главах автор разбирается с недобросовестными теологами (в том числе и Бартом, творчеством которого я занимаюсь), вытаскивает из их теологии на свет всякие там несуразности, обращаясь к оригинальным источникам и доказывая, что, скажем, Фома Аквинский не имеет совершенно никакого отношения к теории Уилфреда Кантвелла Смита, который активно заимствует произвольные отрывки из трудов св. Фомы на свой лад. И всё это написано очень живым, ироничным языком, так что читать можно было и как научную работу, и как сборник анекдотов на тему постмодерна.
И в конце - очень интересный очерк о том, как менялись смыслы понятия "религия" с античности и до Нового времени.

Комментарии


Действительно странно, как Карл Барт мог оказаться среди постмодернистов. Особенно учитывая положения одного из главных трудов Церковная догматика. Может для автора все зарубежные теологи априори постмодернисты?


Мне вообще кажется, что автор выбрал не совсем точное название для своей книги. Конечно, непосредственно постмодернистов он в ней тоже критикует, но 2/3 работы занимают статьи о Карле Барте и Уилфреде Кантвелле Смите, а их к постмодернистам сложно отнести. Хотя с трудами второго я не очень знакома, вероятно, тут можно поспорить. В любом случае, этих двух объединяют методы, которые они использовали в своей теологии, а эти методы характерны для постмодерна. Это - подложная информация, искажение цитирования, вырывание из контекста. Последним приёмом Барт активно пользовался в своей полемике со сторонниками "естественной религии", Апполонов приводит выдержки из работ Барта и сравнивает их с оригинальными источниками. Обнаруживаются мало того что серьёзные противоречия, так и что, что сам Барт, очевидно, делал это умышленно. А что касается искажённого цитирования, то тут Барт предпочитает свои собственные, оригинальные переводы источников. Эти переводы, как мне кажется, "подгоняются" под положения его теологии. Особенно это заметно в его интерпретации онтологического доказательства. Там, где он esse и existens равно переводит как Dasein)


Справочный вопрос, может, несколько в сторону от непосредственной темы рецензии...
Мне кажется, хотя я могу и очень сильно ошибаться, что современные постмодернисты чем-то сродни древнегреческим софистам - в своём стремлении под завесой зауми и внешних эффектов свести всё в культуре к абсурду...
Как Вам такая параллель?


Вы уже не в первый раз проводите довольно точные параллели, это очень хорошая способность (особенно для тех, кто занимается в научной сфере), значит, Вам удаётся качественно усваивать полученную информацию и работать с ней :)
Да, я согласна, действительно, есть сходства, особенно в том, что и те и другие пытаются использовать культурные и научные достижения в утилитарных целях, отрицают смысл и назначение культуры, скептически или насмешливо относятся к религии и отрицают возможность приближения к объективной истине. Особенно последний пункт кажется мне очень характерным, поскольку современная "научная" парадигма особенно склонна к такому вот релятивизму. Я могу сказать, что наиболее удачно и занятно об этом написал вышеупомянутый Апполонов, а ещё И. Суриков в книге о Гомере (ЖЗЛ).


Спасибо.
Получается - чем больше научно-технического прогресса и идущего от него скептицизма, тем больше велика опасность для простонародья (далёкого от рафинированных постмодернистов и прочих высоколобых учёных мужей и жён) впасть в неосознаваемое многобожие, ведь если нет объективной истины (учёные отказываются её трактовать, интерпретировать) - идейный вакуум заполняется то ли истинами, то ли не истинами, мнениями - а в общем, божками, бесами...


Не думаю, суеверия возникают как искажение доминирующей религии, а её сейчас нет. Научно-технический прогресс скорее способствует секуляризации общества во всех его слоях.


Да, но...
Секуляризация при полнейшей разбалансировке иерархии этических ценностей приводит к росту популярности различных новых подвидов эзотеризма (ведь поиск чудесного, непонятного, неведомого заложен в свободную человеческую душу искони) --> те же суеверия, только вид сбоку.


Мне кажется, что возникновение НРД скорее связано либо с падением авторитета официальной Церкви, либо с ситуацией "религиозного возрождения", которое возникает тогда, когда религия или была под запретом, или подавлялась. Секуляризация же, на мой взгляд, приводит к образованию "мирских" идеологий.