Больше рецензий

mariya_mani

Эксперт

Любитель радостных книг

11 мая 2018 г. 19:42

624

4 «…Самое страшное одиночество — это когда тебя любили, а потом бросили…»

Этой книге дали медаль Ньюбери как лучшей детской книге, но я бы эту книгу не всё же не рекомендовала детям: в ней есть сцены жесткости по отношению к ребёнку (пьяный отец избил своего сына, изувечив ему лицо) и к животным (трёхцветную кошку, ожидающую котят, люди привезли в лес и бросили). Но это моё мнение, решайте сами, давать ли почитать повесть Кэти Аппельт «Под крыльцом» своим детям или нет. И я не знаю, на какой возраст рассчитана повесть: слишком маленьким читать такое я бы не стала; старшим школьникам будет неинтересно, как мне кажется; остаётся средний возраст, может быть, им и подойдёт.
Сложно говорить об этой повести, настолько странным мне показались сюжетные линии — их в книге я насчитала 8: трёхцветная кошка, её история; кошка и старый гончий пёс, их взаимоотношения; история старого гончего пса; человек по прозвищу Барракуда, его судьба; история двух котят, детей кошки; люди и звери; мистика-фантастика — история Праматери-ламии; лес в целом.

Все эти линии тесно переплетены между собой, образуя причудливый рисунок. Я попробую вкратце, в двух словах, рассказать о каждой из этих линий.

И начну, пожалуй, с истории трёхцветной кошки, ведь именно с неё и начинается рассказ. Бедную трёхцветную кошку, «

…с круглым животиком, в котором сладко спали пока не родившиеся котята…»,

люди привезли в незнакомый лес и бросили на дороге; мы не знаем её имени) было очень тяжело и больно от людского предательства. Кошка шла по лесу и внезапно услышала собачий блюз — это пел свою песню старый гончий пёс по кличке Рейнджер. Он пел о том, как ему одиноко, больно, горько и не с кем поговорить, некого назвать своей семьёй. И кошка пошла на эту песню, и у старого, развалившегося, вросшего в землю (словно мечтающего стереть саму память о жестоком обитателе) дома, она увидела сидящего на ржавой цепи пса. Бежать Рейнджер никуда не мог — у него в лапе застряла ружейная пуля… Кошка подошла, потёрлась о собаку и запела кошачью песенку. И в итоге два одиноких несчастных существа нашли друг друга, и создали семью: пёс, в меру своих сил и возможностей, помогал кошке, а она охотилась, пела собаке песни, грела его своим теплом.

Читать историю кошки без слёз и без мыслей о том, какими жестокими иногда бывают люди (взяли домой, а потом: то ли она им надоела, то ли ещё что — выкинули).

Красной нитью проходит по книге тема одиночества, когда тебя любили, а потом бросили. Эту нить можно проследить не только в истории маленькой кошки, но и в истории старого гончего пса Рейнджера. Мы не знаем, как он попал к своему хозяину, но знаем, что сначала всё было хорошо, — человек и пёс вместе охотились, пёс сторожил дом. Но вот однажды на охоте Рейнджер не стал преследовать рысь, он понял, что она то ли ждёт котят, то ли котята уже родились (я не запомнила); человек промазал и попал в собаку. И всё — пёс стал ненужным, его практически не кормили. Но тут ещё дело в том, что хозяин у собаки жестокий, подлый человек, относящийся к миру с позиции силы, власти, могущества и ненависти.

Эта же красная нить одиночества определила судьбу Барракуды, ещё ребёнком изувеченному собственным отцом (тот был пьян, а матери Барракуда лишился рано). Это даже не просто одиночество, не состояние, когда веришь в добро и человеческое тепло, а сторона, полностью противоположная свету — ненависть: к отцу, к матери, к миру. Таких героев я ещё не встречала, не видела такой злобы ко всему, не ощущала столь явственно, что казалось, — ещё немного и герой перешагнёт со страниц моей читалки…

Он вечно носит шляпу, скрывающую лицо, вечно смотрит на мир изподлобья, и он крайне жесток — бойтесь и бегите, если увидите этого человека на своём пути. Он не пощадит никого: однажды Барракуда увидел возле своего дома пробегающую крысу и, не долго думая, навёл ружьё и выстрелил. Для данного героя человеческая (да и звериная) жизнь ничего не стоит, и ценится крайне мало в общем списке ценностей.

Задумайтесь, хотели ли бы вы познакомить своего ребёнка с таким героем? Ничему светлому и доброму этот герой научить не может.

Дальше красная линия проходит по крайне странной (для меня точно) истории, истории Мокасиновой Праматери. Я позволю себе небольшое, но необходимое отступление от сюжета и загляну в примечание в повести Кэти Аппельт: ламия —

«в древнегреческой мифологии чудовище. Некогда она была возлюбленной Зевса. Но жена Зевса, ревнивая Гера, убила детей Ламии, и та, укрывшись в пещере, превратилась в чудовище, похищавшее и пожиравшее детей».

В повести слово «ламия» используется не в значении древнегреческого мифа, а в значении Праматери сущего, некоей древней, изначальной твари, появившейся на свет много тысяч лет назад, когда мир был намного моложе.

Праматерь ждёт своего часа, часа возрождения, когда она покинет большой глиняный горшок под корнями сосны и отправится чинить давно лелеемую месть за украденную у неё дочь. Видите, та же звучит та же тема одиночества, когда тебя любили, а потом бросили или предали.

Данная сюжетная линия понравилась мне меньше всего из-за того, что я не очень люблю мифы, древние загадки и мрачные тайны, хотя и с интересом читаю истории об оборотнях. Но читать данную историю мне было неинтересно — я никак не могла понять, зачем все эти подробности, детали, боковые ветви сюжета. Да и зачем вообще мистика в детской книге. Понятно, что автор любит свой родной край (в этом нет никаких сомнений), и интересовалась мифы народов, населяющих леса. Но непонятным для стало не это, а другое — зачем всей этой мистике уделено столько внимания? Зачем история древней твари сделана одной из основных?

А история, если рассматривать её в целом, и не выделять какую-то одну сюжетную линию, очень даже хороша: в ней автор очень подробно рассказывает о фауне Северной Америки, об обитателях болота (крокодилы, различные змеи, птицы). Получился своеобразный справочник по зоологии дремучих лесов и болот. Справочник, который можно смело рекомендовать для прочтения, если бы не ложка дёгтя, — сцены жестокости и насилия. Такой вот странный справочник, с меткой «детская литература», из-за которой я бы (ещё раз повторюсь) не рекомендовала повесть Кэти Аппельт «Под крыльцом» детям.