Больше рецензий

Lorelin_Siren

Эксперт

╮(︶▽︶)╭ ──☆。・:*:・゚’★,。・:*:・゚’☆

9 мая 2018 г. 09:38

3K

4

Вряд ли я бы взялась за эту книгу без дополнительной мотивации в виде игры, так как сборники не люблю и стараюсь их не читать. И даже тот факт, что творчество Дорис Лессинг мне очень нравилось в прошлом («Пятый ребенок», «Браки между зонами», «Кошки»), не помог бы взяться за книгу.

«Бабушки» - это сборник из четырех новелл. Между собой они не связаны ни героями, ни временем повествования, в одной события вообще происходят в каком-то другом мире. Объединяющей темой всего сборника можно назвать любовь, любовь абсолютно разную, иногда в виде мимолетной страсти, иногда в виде обожествления объекта любви. И по большей части любовь несчастливую. Дорис Лессинг не даёт читателям возможности привязываться к героям, четко, быстро и лаконично повествуя о судьбах целых поколений. На 100 страниц у неё вмещается 100 лет жизни, читателей просто ставят перед фактом смерти героев, не создавая вокруг этого факта никакой драмы. На самом деле, именно этим мне Лессинг и нравится.
Проще всего рассказывать о каждой новелле по отдельности, потому что они все по-своему прекрасны и мне не хотелось бы пропустить что-либо.

«Бабушки» - новелла, давшая название всему сборнику. Для себя я её сравниваю с 1 серией 1 сезона «Черного зеркала» (про свинью): весьма спорная, несколько пошлая, на грани того, что можно было бы назвать «грязью» и совершенно не характеризующая всё последующее. История о жизни двух подруг, от их детства и практически до естественного жизненного финала. «Бабушки» были дружны со школьной скамьи, кардинально отличаясь друг от друга во всем, но проходя через все трудности вместе. Они создали семьи, поселившись друг напротив друга, практически в одно время родили и вместе воспитывали сыновей. И так сложилось, что каждая влюбилась в сына подруги. На самом деле очень сложно судить, являются ли подобные отношения нормой. Они не приходятся друг другу кровными родственниками, между ними всего двадцать с небольшим лет разницы. Но Дорис Лессинг подает их любовь как нечто вопиющее, невероятное и совершенно запрещенное.
По большей части это рассказ о противостоянии нормы, принятой в социуме – «тебе почти 30, Том, пора жениться и завести детей», «Так надо», «Мы должны» – и личного счастья. Стоит ли делать несчастными окружающих (себя, своих детей, жен, матерей) ради спокойствия общественности?

«Виктория и Стэйнви» - новелла о бедности, расизме и разочаровании в детских мечтах. Бедная чернокожая девочка, привыкшая жить в одной-единственной комнате, спать на единственной раскладушке вместе с тетей и есть то, что дают, по ряду обстоятельств попадет в дом белых богачей. Несколько этажей, личные спальни, отдельные ванные комнаты, любая еда на выбор – подобная жизнь становится для неё мечтой на всю жизнь (хотя бы об отдельном жилье). Повзрослев она начинает встречаться с богатым белым парнем и рожает от него ребенка. И по сути рассказ именно о её дочери Мэри – очаровательной малышке, которая живет между двумя разными мирами. Мир Виктории – опасный мир с бедностью и агрессией со стороны окружающих, мир, в котором необходимо много и упорно трудиться даже для минимальных результатов. Мир семьи Стэйнви – более «мягкий» и безопасный, с очаровательными кружевными платьями, выездами на природу, с престижной школой и хорошим будущим. Виктория мечтала о приближении к миру «богачей, но оказалась разочарована. А Мэри вынуждена метаться между двумя мирами, между матерью и отцом.

«Почему так» - пожалуй, единственный рассказ не о любви между мужчиной и женщиной. Скорее о дружеском восхищении, заставляющем закрывать глаза на откровенные недостатки людей. Это история расцвета и упадка цивилизации, умещенная всего на 100 страниц книги. Рассказ о том, как важно вовремя сделать правильный выбор, отрешившись от личных привязанностей, не позволить своей любви к человеку помешать судить объективно. И суметь найти силы изменить решения, повлиять на ситуацию, не оставаясь в стороне от происходящих событий.

«Дитя любви» - эта новелла о мечте и о войне. События происходят во времена Второй мировой войны, но война по большей части выступает декорацией – что-то где-то происходит, но не с главным героем. По сути вся жизнь главного героя – это ожидание. Ожидание поступления на службу, ожидание отправки на фронт, ожидание на корабле, доставляющем на фронт. И в какой-то момент появляется перед ним девушка- красавица, умница, но замужняя – с которой они проводят «ночь любви», а потом их пути расходятся. И герой начинает мечтать о ней, о ребенке, о котором узнает со слов других солдат, об их встрече, о её любви. Он пишет ей письма, он помнит её запах, и это помогает ему пройти войну и вернуться домой. Со временем он женится, заводит еще детей, но всё еще ждет. Даже когда ему ясно говорят, что девушка-мечта счастлива в браке, что не надо разрушать её жизнь, он продолжает ждать. И продолжает быть несчастным и делать несчастными окружающих. Кажется, это даже приносит ему какое-то злобное удовольствие.

В целом сборник мне очень понравился, что-то в большей степени, что-то меньшей. Самое замечательное, что в каждой новелле можно найти далеко не один смысл - для каждого будет что-то своё. Объединяющей темой для сборника может быть и любовь (как для меня, к примеру), и феминизм, и материнство. Дорис Лессинг легко и кратко (общий размер сборника всего лишь 280 страниц) повествует о человеческих трагедиях, о крушении людских судеб, читать её одно удовольствие.
Но советовать эту книгу я не буду, потому что Лессинг автор не для всех. Иногда к ней нужно просто привыкнуть.

Прочитано в рамках игры KillWish.