Больше рецензий

2 мая 2018 г. 21:43

1K

3.5 Какой есть мужчина?

К мастистым бытовым авторам Запада у русского читателя вполне заслуженный интерес. Всё-таки измены, предательства, кровопролития, сложные драматические фигуры и максимально психологические портреты берут исток в классике вроде Толстого и Достоевского. Успешно прижившийся Франзен и, вроде как, осточертевшая до попсовости Янагихара отлично вписываются в контекст. Но молодому автору Дэвиду Солою слава именитых коллег на поприще бытового психологического романа не достаётся.

Солой для России автор неизведанный и новый. Его дебют, «Каков есть мужчина», очень неровный роман в новеллах.

Итак, Европа, предположительно времени написания книги. Перед читателем медленно раскрывается панорама девяти историй, где в центре каждой — мужчина. Если в первой мы видим молодого студента, то в последней обременённого бременем старости пожилого человека. В чём сложно упрекнуть Солоя, так это в сложных, выпуклых психологических характеров главных персонажей. Есть точность и правдоподобность достойная уважения. Смущает другое: с какой отрывистой позицией препарирует Солой героев. И если его персонажи отличны и большинство интересны, то позиции и выводы автора к историям кажутся скучными и наигранными.

Один из таких выводов связан с женщинами. Каков есть мужчина? Судя по авторскому мышлению, то рядом с мужчиной всегда есть женщина. Неважно какая: его или нет, чужая, любимая, здоровая, хорошая, просто встретившаяся по пути в метро или нет. С этой позиции очень легко разглядеть сексуальный подтекст всех историй романа. К концу этот момент окончательно раздражает. Бесконечные женщины, которые и так на протяжении книги, вступают с главными героями во флирт, ненависть, симпатию, а зачастую обычное ничем не обыгранное сексуальное влечение. Именно таким способом Солой и пытается обыграть роман – рассказать о мужчинах с помощью влечения к женщинам. Всё остальное, исключая живой правдоподобный психологизм в лучшем случае тянет на качественный социальный срез европейского общества. Конечно, у Солоя не хватило ни опыта, ни дерзости для анализа и детального изучения социума.

Выходя за рамки всего сказанного, хочется отметить хорошо скроенную драму. За личностями, как и характерами, следить интересно. Неровность историй – не все они настолько увлекательны – компенсируется живым языком и динамичным стилем повествования автора.

Не сосредоточься бы автор на взаимоотношениях мужчин и женщин, добавь он гиперреалистичности, живости, более детальной картинки мира, то вкупе с его отличным методом повествования – для такого изложения отлично подходят динамические жанры литературы – всё бы выглядело крайне хорошо.

Вердикт: местами отличная, местами скучноватая, но с большим авторским потенциалам литература.