Больше рецензий

30 апреля 2018 г. 11:13

978

4.5

Главная особенность литературной критики Льва Александровича Аннинского - сверхделикатное отношение к объекту исследования. Между биографией книг и биографией писателей, между историей создания произведений и обстоятельствами личной жизни авторов, между героями книг и их прототипами Аннинский всегда выбирает первое. Сокровение сначала и лишь потом, когда-нибудь - откровение. Лично "досталось" только публицисту-Солженицыну, с которым автор вступил в заочную полемику в статье-диалоге "Руки творца". Статья выбивается не только из тематики сборника, но также из его стилистики - в остальной части подчеркнуто афористичной, "дрожащей", интуитивно-откровенной. Например, в статье о Лескове:

К Лескову ключей не нашлось.
Читать – душно.
«По семейным памятям», писалась «Леди Макбет…» в квартире при киевском университете, где осенью 1864 года Лесков гостил у брата. Писал по ночам, запираясь в комнате студенческого карцера.
Замкнутое, запертое пространство. «Закрытая партия», как говорят шахматисты. После «Некуда» – странно. «Некуда» – партия «открытая». Там все распахнуто, вывернуто; там выяснить хотят, ясности жаждут и в ясность верят.
Тут – закрылось. Мудрено, темно, страшно. Ни словечка прямо – все обиняком, все присказкой, смешком, намеком. Коварство речи…

Коварство критика. Не показать, не объяснить, не истолковать, но только намекнуть, слегка обозначить... "Детская критика", потому что наивная, эмоциональная и субъективная. Но какая же красивая.