lustdevildoll

Эксперт

Провайдер альтернативной духовности

27 апреля 2018 г. 13:50

4K

4 Обратная сторона прогресса

Как-то тяжело шла у меня книга, если бы не знала, что автор - Янагихара, наверное, забросила бы. Вроде и фабула интересная, но язык повествования настолько сухой, а герой настолько мерзкий, что проникнуться никак не получалось. Понятно, что так и было задумано, и антигерой тоже герой, но так фазы луны сложились, что на этой неделе во мне доминировал внутренний консерватор. Из-за обилия сносок и примечаний складывалось впечатление, что читаю я не роман, а академический нонфикшн, и хотя книга Янагихары не совсем полет фантазии (в основе ее лежит история нобелиата 1976 года Гайдушека, открывшего новое смертельное заболевание в одном из племен Папуа - Новой Гвинеи, а позже обвиненного в растлении усыновленных в племени детей), она ее существенно расширила и дополнила и вбросила несколько моральных дилемм, над которыми читателю приходится поразмыслить, перелистывая страницы книги и продираясь через важные, но, блин, чересчур информативные и отвлекающие сноски.

Центральная часть сюжета - волшебный архипелаг в Микронезии, нетронутый злачным влиянием цивилизации, где растут удивительные эндемичные растения и бегают, ползают, летают и плавают ни на кого непохожие животные, а еще живут люди, которые в середине двадцатого века продолжают жить по первобытным правилам. Они занимаются собирательством и охотой, почитают вождей и предков, их мир очень маленький и ограничивается пределами острова, в существование даже соседних островов кое-кто из них даже не верит. В возрасте шестидесяти лет по ритуалу немногие дожившие до этой даты удостаиваются чести отведать мяса черепахи опа'иву'эке, после чего обретали ненормальное долголетие, но, увы, только для тела, а не для разума. Чем не современная индустрия красоты?

Главный герой, врач и ученый Нортон Перина, в сопровождении антрополога Пола Таллента и его ассистентки Эсме Дафф, прибывает на острова с экспедиционной целью, даже не подозревая, что совершит там сенсационное открытие, которое изменить жизнь на островах раз и навсегда. Естественно, после такого туда потоком хлынули ученые, исследователи, фармакологи, ушлые коммерсанты и туристы со всего света, а не готовое к соблазнам цивилизации местное население быстро опаскудилось и выродилось в течение буквально пары поколений. Перина приезжал туда раз в несколько лет и своими глазами видел, как все приходит в упадок - исчезают уникальные животные, вырубаются джунгли, спиваются люди. Мне кажется, он сознавал свою в этом вину, ведь именно он в своем стремлении к признанию и карьерному росту открыл этот ящик Пандоры. Именно поэтому, как я думаю, а также из-за своего бесконечного одиночества, он и стал усыновлять детей. Его размышления о том, что он один, а один детей не сделаешь, а жениться ради этого хрен пойми на ком - о да, есть у меня такие друзья...

Но Перина отвращал меня от себя в главной степени своей высокопрофессиональностью, которая полностью подменила в нем человечность. Он, и так социофобный, очень быстро профессионально выгорел настолько, что перестал воспринимать людей (да и зверей, если на то пошло) как живые существа, только как куски мяса, объекты для исследования, интересные случаи из практики. Прямо резкий контраст с читанным на прошлой неделе доктором Саксом, который даже пациентов с сильной деменцией все равно любит. Он на все смотрит с сугубо научной точки зрения, даже омерзительный обряд а'ина'ина (когда десятилетних мальчиков старики насилуют по кругу) для него "ну, у них так принято и вождь объяснил это вполне логично", тогда как та же Эсме, которой по профессии должно наблюдать без оценочных суждений, и она неделями прилежно конспектировала даже то, как местные испражняются, выступила резко против. Поэтому меня не удивило, что Перина перенес этот обряд в свою жизнь уже на Западе, вот только не учел, что там, где дети получают западное образование, а не племенное, подобные "инициации" неприемлемы, как ты не старайся выстроить альтернативную логику.

Здесь действительно много чего можно обсудить и о чем поразмышлять, поиграть с оттенками серого, но есть тут некая червоточинка, окошечко Овертона, пока ма-аленькое...

Комментарии

Жуть, конечно((.... Интересно рассказала).

+1 27.04.18

читала всю неделю почти, блин... Сейчас ударно догоняю Бессмертников, до завтра дочитаю.

0 27.04.18

офф. а Бессмертники-то как, нормально? а то мнения совсем уж противоречивые.
они у меня следующие на очереди)

+1 27.04.18

Мне пока хорошо идут, но я прочитала страниц 120. Правда, видно, что автор молодая, уже в эти сто страниц упихала все плакатно-затертые приметы времени: и хиппи тут, и вьетнам, и стоунволл, и начало эры СПИДа. Присоединяйся к нашему коллективному чтению, я последняя осталась из-за Янагихары, девочки ksu12 , aleksandra_sneg и Lanafly уже прочитали и обсуждают вовсю.

0 27.04.18

Не, спасибо за предложение, но мне ещё долго дочитывать, что щас читаю)

0 27.04.18

А не читать сноски не вариант? Я иногда пропускаю, если они утомляют.
После МЖ не хотела больше читать Янагихару, но ты так интересно написала (я люблю спойлеры, ага), что, наверно, не устою)

+2 27.04.18

Они там значение большое имеют, ну и проясняют непонятные моменты-термины, все же книга научно очень насыщенная, если пропускать сноски, вообще непонятно будет ничего :)
Эта книга на МЖ совсем непохожа, хотя стиль узнается. Перевод шикарный.

+2 27.04.18

Книга от первого лица написана, я правильно поняла? И герой - этакий ненадёжный рассказчик...
Тогда действительно мало общего с псевдообъективностью и отстранённостью МЖ.

+1 27.04.18

Подача интересная: типа мемуары главного героя под редакцией его ассистента (он же автор сносок и примечаний), плюс приложенные статьи из газет.

0 27.04.18

Текст стилизован под творение научного работника. Сноски принадлежат якобы другому такому же учёному. Это стиль книги, поэтому пропустить их можно, только если стиль не важен :)

+1 14.05.18

Ах, вот что! Ну, ясно тогда)

0 14.05.18