Больше рецензий

Alexander_Ryshow

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 марта 2018 г. 19:22

2K

5 Книга, которая уже стала орудием благодати в моей жизни

Открытие этого года для меня – проповеди и книги Пола Триппа. Сначала я не воспринял этого чудаковатого дяденьку со старомодными усами всерьез и слушал его с улыбкой. Но потом меня покорило то, как он применил учение о благодати к семейной тематике. Раньше я почти исключительно думал о благодати применительно к отношениям между Богом и человеком и только изредка проводил некоторые параллели с нашими человеческими взаимоотношениями. Пол показал, что и в семейной жизни мы можем жить или по благодати, или... иначе.

И да, пока я не начал рассказывать о книге, еще несколько слов о проповедях Пола. Он получил постоянного слушателя в моем лице в том числе по той причине, что проповедует не чопорно и высокопарно, а с иронией над самим собой. Кроме того, он готов рассказывать, как именно практикует проповедуемые им принципы в своей жизни (вплоть до того, что по пунктам пересказывает свои молитвы, но об этом дальше).

И совсем уже маленькая деталь (the last but not the least): я смотрел сессию ответов и вопросов и обратил внимание на то, что перед каждым ответом Пол делал маленькую паузу. После одной из таких пауз он пояснил: "Я молюсь".

Теперь о книге "Орудия благодати в руках Искупителя". Основная ее идея заявлена в самом начале:

Призывая человека ко спасению, Он одновременно призывает его к служению - человек должен стать орудием благодати в руках Искупителя. Все дети Божьи призваны к служению, и каждый из них нуждается в помощи других членов Тела Христова.

Пол пишет, что каждому из нас хотелось бы, чтобы в церкви нами занимались квалифицированные специалисты. Но реальность такова, что на всех этих специалистов просто не хватит. И замысел Божий заключается в том, чтобы Его благодать друг другу доставляли мы все. Каждый должен быть орудием благодати для своего ближнего. Причем не в особые моменты служения, а во всех наших взаимоотношениях:

Неправильно было бы говорить, что в обычных ситуациях мы исполняем свою волю, а в служении творим волю Божью. Господу принадлежат все наши взаимоотношения.

Фактически вся книга – учебник или пособие по душепопечению. Но написана она так, чтобы ее могли использовать не пастыри и душепопечители, а все зрелые христиане. Ну, или вообще все.

Наши взаимоотношения с людьми должны стать контекстом, в котором Бог будет совершать Свое преображающее действие в нас и через нас.

При этом он подчеркивает, что важнейшая встреча для опекаемых –

это встреча не с консультантами, а с Самим Христом. А мы с вами призваны позаботиться о том, чтобы эта встреча состоялась.

Кстати, Пол пишет и о том, что в помощи нуждаются не только наши ближние, но и мы сами. И он приводит в книге пример молитвы о помощи:

Боже, я очень нуждаюсь в помощи. Пожалуйста, пошли мне помощников и помоги со смирением принимать подаваемую Тобою помощь. Господи, дай мне также желание помогать ближним. Пусть кто-то, с моей помощью, увидит сегодня себя таким, каким видишь его Ты.

В одной записи на ютубе Пол сказал такие слова:

Грех ослепляет. У меня нет проблем с тем, чтобы видеть грехи моей жены или детей. Но мне сложно заметить свой грех. Опасность греха в том, что мы слепы к своей слепоте. Мы думаем, что видим хорошо, но видим плохо. Мне нужна помощь для того, чтобы видеть себя правильно.

На вопрос "Как вы практикуете Евангелие в своей жизни?" Пол ответил, что каждое утро молится тремя молитвами: 1. Боже, я нуждаюсь в помощи сегодня. 2. Пошли помощников на моем пути. 3. Дай мне смирение принимать помощь, когда она придет. Вот его слова:

Писание учит, что мое хождение с Богом - это общественный проект. Мне нужна помощь других, чтобы видеть себя правильно и расти. Есть пастор, которого я попросил, чтобы он пасторствовал надо мной. Я окружен людьми, которым я нравлюсь, но они не знают меня. Я боюсь этой опасности. Я попросил его задавать мне проникающие вопросы: чем заполнен мой разум, какие мои взаимоотношения с женой, с детьми, как я использую свободное время. Я очень благодарен за это служение. Для меня опасно жить без этого.

Возвращаюсь к книге. Один из ее лейтмотивов: Бог хочет изменить прежде всего сердце и уже потом поведение. Человек склонен винить в своих проблемах других людей или обстоятельства, но обращать внимание надо на корни проблем, а они в сердце:

Когда во главу угла ставится внешнее, то и предлагаемые решения имеют временный, поверхностный характер. Конечно, иногда некоторые внешние обстоятельства также подлежат изменениям, но нельзя все сводить к ним.

И вот еще две цитаты об этом:

Не от людей и не от обстоятельств зависит наше поведение. Окружающие нас люди и ситуации, в которых мы оказываемся, только способствуют выявлению подлинного состояния нашего сердца.

Не обстоятельства нашей жизни и не наши настроения Бог хочет изменить в первую очередь. Он желает преобразить наше естество.

Вообще, книга полна практических советов о том, как вести разговор при душепопечении, как свидетельствовать о личном опыте и переменах в своей жизни. Вот приведу произвольно цитату:

Иногда свидетельство звучит так, словно для рассказчика все пережитое послужило хорошим уроком, и теперь он знает, как себя вести. Такой подход убеждает слушателей в том, что рассказчик дошел до финиша и теперь ни в чем не нуждается. Мы должны делиться своим свидетельством так, чтобы люди понимали: без Христа мы ничего не можем. Поделившись своим свидетельством, вы можете даже попросить человека молиться за вас.

И так далее. Я давно искал и не находил подобный материал, где бы показывалась не теория или библейские ссылки и общие рассуждения о принципах душепопечения, а был представлен этот процесс в пошаговом формате. Книга Триппа – именно такая. Вот, например, Пол делится опытом постановки вопросов:

Душепопечитель не должен пытаться заполнять своими замечаниями паузы, возникающие тогда, когда опекаемый не находит ответа на заданный вопрос. Я даю ему знать, что готов ждать и что мне очень важно получить ответ на свой вопрос. А потом, спустя некоторое время, я помогаю опекаемому осознать, почему ему было трудно ответить. В такие минуты Бог открывает глаза человека на то, что скрыто у него в сердце.

А вот об уклончивых ответах:

Я также научился не довольствоваться отговорками и уклончивыми ответами опекаемых. Я стараюсь деликатно объяснить человеку, что его ответ бессодержателен. Затем, несколько перестроив свой вопрос, я вновь задаю его опекаемому, поскольку моя цель - выявить то, что человек пытается скрыть.

А вот совет о том, что делать, когда человек замыкается:

Когда я замечаю, что человек не желает идти на контакт и откровенно рассказывать о себе, я обычно поступаю следующим образом. Я привожу наглядный пример и прошу опекаемого проанализировать описанную мной ситуацию. Я прошу его подумать и сказать, как бы поступил в данной ситуации он. Я спрашиваю его, какие цели он преследовал бы, будь он на месте главного действующего лица рассказа, и что он делал бы, чтобы достичь этих целей. Затем я стараюсь провести параллели между его ответами и обстоятельствами его повседневной жизни.

А вот о домашнем задании:

Кроме того, я даю опекаемому задание на дом. Я прошу его прочитать те или иные отрывки из Писания, письменно ответить на определенные вопросы и принести свои записи на следующую встречу. На следующей встрече я прошу опекаемого сказать, что он узнал о себе самом. Я спрашиваю его, какие мысли возникали у него при чтении Библии, и обсуждаю с ним его ответы.

Кроме того, Пол в нескольких частях книги рассказывает о практике ведения дневника теми, кому он помогает. Приводит списки вопросов, на которые надо отвечать в дневнике, а также показывает, как потом анализировать эти записи. Вообще, отчетность и подотчетность – одна из основных составляющих предлагаемой Полом системы душепопечения. Он пишет об этом:

Подотчетность становится возможной благодаря тому, что он ищет помощи, а не бежит от нее. Беглец не хочет никому давать отчет. Беглец нуждается в обличении. Подотчетность нужна тем, кто хочет меняться.

Меня впечатлила история, которую Пол приводит примерно на экваторе книги. У его друга, который был в церкви на хорошем счету, случились проблемы в семье. Точнее, проблемы существовали уже давно, но Пол, который дружил с этим человеком, сотрудничал с ним и считал, что у того все в порядке дома, не знал об этом ничего.

Я полагал, что знаю их, поэтому никогда не задавал им вопросов, которые могли бы высветить подлинное положение дел в этой семье. ... Мы ужасно заняты и поддерживаем более или менее близкие отношения только с коллегами и сослуживцами. Наше общение сводится к достаточно кратким беседам на деловые темы. В тот вечер рядом со мной сидел друг, которого я не знал.

И следующие слова были для меня вбитыми гвоздями Екклесиаста:

Наши отношения с окружающими людьми неглубоки. Мы кое-что знаем друг о друге, и из-за этого у нас складывается ошибочное впечатление, будто мы хорошо знаем друг друга. Поэтому мы и не задаем людям серьезных вопросов, которые помогли бы понять нам, чем они живут и что их волнует. ... Мы оказываемся не в состоянии успешно исполнять свое призвание – быть посланниками Христовыми в мире, – поскольку не знаем наших ближних достаточно хорошо, чтобы понять, в чем им нужно меняться и в каких сферах их жизни Бог совершает Свое дело.

Разговоры, которые вы вели сегодня, вращались в основном вокруг земных дел и носили самозащитный характер. Большую часть имеющегося в нашем распоряжении времени мы посвящаем разговорам, не имеющим отношений к нашей душе, - о погоде, политике, спорте и развлечениях. Сами по себе такие разговоры нельзя считать предосудительными или вредными, однако они позволяют нам скрывать свое подлинное "я".

Все мы мастера вести разговоры, в которых много новостей, но мало подлинного содержания, и такие разговоры мы ведем в церкви, в учебных заведениях и на досуге.

Я еще буду думать и молиться об этих словах. И если вы дочитали до этого места, то вот еще цитата, только теперь уже о духовной помощи не другу, а своем ребенку:

Во многих семьях родители и дети-подростки практически никогда не находят времени для откровенных бесед. Из-за этого и те и другие чувствуют себя крайне неловко, когда возникает необходимость в обличении. В свое время у нашей дочери возникли некоторые трудности, и мы сочли необходимым один раз в неделю беседовать с ней об этом. Первая наша встреча была очень напряженной, но с каждым разом общение становилось все более непринужденным. Вскоре наши беседы стали настолько естественными, что нам стало легко обсуждать с дочерью серьезные вопросы, а ей – откровенно делиться с нами своими переживаниями.

Для меня, отца восьми детей, старшие из которых как раз входят в подростковый возраст, это было словом вовремя. Постараюсь в той или иной форме ввести такие еженедельные беседы в свой график.

Кстати, о подростках, которые вырастают и оставляют веру, Пол говорит, что они не отрекаются от своей веры. Это была не их вера, а вера родителей, а они просто старались не нарушать правил, пока жили рядом с родителям.

Еще одна из ключевых идей книги, которая повторяется в разных ее частях, это идея о том, что поскольку мы грешники, то нам свойственно отвращаться от Творца и служить творению. Мы отвращаемся от упования на Бога и возлагаем надежду на системы, идеи, людей и материальные средства. Надо помочь ближнему понять, в чем он отступил от служения Творцу и стал поклоняться творению (Рим.1:25). Он ищет преходящих удовольствий сотворенного мира, в то время как Бог хочет дать человеку нечто более значимое, чем счастье в семейной жизни. Прежде чем понести эту мысль другим, я сам похожу с ней и постараюсь обнаружить, где я искал счастья и удовлетворения отдельно от Творца, считая источником счастья разные творения, но не Создателя.

Главный вопрос в браке заключается не в том, чего хочет муж или жена и каков наилучший способ достижения этого, а в том, чего хочет Бог и как наилучшим образом достичь этого. И прежде всего супругам необходимо налаживать отношения с Богом, а уж потом друг с другом. Каждый из супругов стремится в первую очередь к личному счастью и негодует на то, что другой не принес его! Супруги должны раскаяться в том, что в их сердцах место Бога заняли идолы, которые и управляют их браком.

Я не буду дальше рассказывать про книгу, а то и так рецензия превращается в конспект. Скажу только, что помимо других важных практических советов здесь еще есть несколько полезных схем, которые я уже запланировал использовать на своих занятиях. И вообще, эта книга нашла меня очень кстати и вовремя: я в последние недели готовлю программу занятий (под предварительным названием "Ученичество"), где ключевым моментом будет как раз личная отчетность занимающихся. Поэтому книгу я проработал самым тщательным образом.

Что хочу еще отметить. В последние недели значительно изменилось мое отношение к жене. Не буду писать, как именно, но, смею надеяться, в лучшую сторону. Один из ключевых факторов, наверное, это влияние этой книги и проповедей Триппа. Не назову сейчас, что именно из слов Пола побудило меня измениться, наверное, весь его образ в целом.

Кроме того, Бог подарил мне возможность неделю находиться рядом с моим наставником, братом Томасом, общаться с ним и учиться от него. Это тоже здорово повлияло на меня в этом месяце.

Так сложилось, что материалы Триппа укладываются в мой разум, подготовленный книгой Келлера «Центровая церковь» и моими недавними размышлениями о Евангелии, о спасении по благодати. Вообще, для меня самого это яркий пример того, как богословие влияет на повседневную бытовую жизнь.

Что я стал в последнее время практиковать каждый день – это трехчастную молитву Триппа о помощи и о смирении для ее принятия.

Моя оценка по десятибальной шкале: 10/10. Ставлю такую оценку очень редко.

Собираюсь ли перечитывать книгу: да. И делая вручную выписки, фактически уже перечитал в первый раз. Готовясь к проповедям и занятиям в этом месяце, перечитывал и использовал некоторые главы.

Что мне вспомнилось похожего: если правильно помню, о важности душепопечительного служения каждого члена церкви каждому речь идет и в книге Лэрри Крабба "Целительная сила общения". Еще вспомнились несколько других книг, но не нашел их сейчас на полках, поэтому не буду пока о них писать, чтобы не сделать ошибки в указании названий.