Больше рецензий

strannik102

Эксперт

Экспресс Лайвлиба

16 марта 2018 г. 04:39

3K

3.5 Стены религий разделяют людей, но не достигают небес

Для приязненного и ожидаемого автором восприятия этой книги требуется быть непременно христианином, желаемо православным и, вероятнее всего, воцерковлённым. Потому что речь в ней идёт сугубо о православных монашеских ценностях и сутях.

Само понятие "вера" предполагает, что этот феномен — религиозной веры — не требует доказательств и объяснений. Есть многовековые отцы церкви, которые давным-давно на своих церковных соборах и прочих высших теологических собраниях, планёрках и совещаниях уже объяснили и разрешили все необъяснённые и неразрешённые вопросы. Так что человек воцерковлённый с благоговением возьмёт эту книгу, с трепетом откроет её и со слезой в очах будет читать современные рассказы о не менее современном российском монашестве. Испытывая (или стремясь испытать) чувство просветления и вселенской любви к богу и к ближнему своему. И восторгаясь истовой и искренней верой тех, о ком пишет архимандрит Тихон (Шевкунов).

Для человека, не облечённого чувством религиозной христианской веры (я уж тут не буду даже пытаться предвосхитить отношение к этой книге представителя любой другой, не христианской веры, ибо таковое отношение может сильно зависеть от религиозных догматов той или иной веры) отношение к книге уже будет зависеть, вероятно, от общего уровня образования и культуры. Опять-таки, диапазон разных реакций может быть весьма широким и вряд ли стоит гадать, как будет читать книгу другой человек, не являющийся христианином.

Как, видимо, уже понятно из написанного выше, я человек, хоть и выросший в нашей стране, а значит всё-таки в христианско-православной культурной среде, но в семье совсем не религиозной, и сам к вере тоже не пришедший. Однако в силу веротерпимости всегда и везде позиционирую себя как человека не религиозного (т.е. не принадлежащего ни к одной религиозной культуре и идее), но не безбожника. Т.е. с идеей бога не борюсь и просто живу в другой плоскости бытия.
Тем не менее, некоторое количество книг с религиозным оттенком всё-таки в багаже прочитанного имею (ну, вот сразу приходит на ум Олеся Николаева - Мене, текел, фарес.... (сборник) ) и общие представления всё-таки имеются — просто в силу образованности.

Что можно сказать об этой книге. Вполне современный язык. Близкий к простому современному читателю. Без выспренностей и благоглупостей, излишних назиданий (в которые легко сваливаются глубоко верующие авторы) и прямых вербовок в свой лагерь. Просто рассказ о непростых людях. О монахах. Понятно, что сам автор, будучи не только человеком воцерковлённым, но и принадлежащим к иерархам РПЦ, совершенно особым образом относится к своим героям. Именно как к героям. И их жизненный путь иначе как Служением (с прописной "С") назвать не может. И наверное, так оно и есть — с точки зрения РПЦ и людей, глубоко верующих.

Но вот если глянуть на феномен монашества и на самих монахов с другой стороны, то мы можем просто увидеть в них людей с совершенно особой психологической конструкцией Личности. И если разложить форму и структуру такой личности на составляющие и попробовать написать обобщённый психологический портрет, то наверняка найдутся такие общие для всех монахов черты личности и характерологические признаки, из которых как из основных блоков и будет состоять такой человек. Но эта тема находится уже вне рамок этой книги.
А ведь и в других религиях людей с такими же особенностями тоже предостаточно...

Прочитано специально для клуба КЛюЧ г. Валдай

Комментарии


Дорогой читатель, мне хочется заступиться за автора. Ой, подобрать бы только нужные слова. Ну вот Вы в чем его упрекнули? В ограниченности в рамках РПЦ? Но Вы же понимаете, что буддизма за ограниченность в рамках буддизма Вы бы не упрекали? Вы бы тому же мусульманину не написали - хорошо, мол де, но есть ведь и другие религии. Потому что это как бы понятно. Это болезненность нашей современности - в неоднозначном отношении каждого к православию, и Вы же пишите, что уж смирились с плоскостью бытия верующих.
Мне в книжке только вступление показалось натянуто крутым, показным, а так - ну интересно же, и я свои редкие пять баллов поставила, хотя не могу назвать себя воцерковленной, слишком я для этого нецельная и несовершенная, что ли. И там еще я помню историю, где герой вовсе не герой, а вполне себе прохвост. Ну то есть несогласная я, а за внимание спасибо.


Неправильно меня поняли. Я на Шевкунова никак не нападаю. Я пишу только о том, что книга адресована специальному читателю, к коим я себя не отношу. И буде читал бы похожую книгу от буддистов или мусульман, так точно так же и написал бы — психологическая суть монашества примерно одинакова.
Понимаете, автолюбитель напишет автолюбительскую книгу и её с удовольствием прочитает другой автолюбитель. Я вот с удовольствием читаю книги об альпинизме или исследованиях полярных регионов — мне нравится эти литература. А вот к религии я дышу ровно, потому и оценка такая... ровная...
А с религиозными нормально общаюсь, без гонений :-))


Ну сколь уж я проглотила/прочитала/оценила все Ваши рецензии на этом сайте (тут дочка книжку на днях прочитала, рекомендованную Вами подросткам - ей понравилось, спасибо), то могу как сторонний наблюдатель повторить свое замечание о том, что даже оценка 4 у Вас - это не ахти, а уж 3 с плюсом... это ойй.. такая неровная ойй, со всхлипом :)
А если вот про автолюбителей. Я не автолюбитель. Читаю книжку про автолюбителей. Хорошая книжка, но я не автолюбитель - ставлю два? ;)


Если талантливо написано, то зачем два? А если средненько, так можно и 3, ну а если плохо, так и два. Вот у Стейнбека есть книга Джон Стейнбек - Путешествие с Чарли в поисках Америки , так там читать интересно. А вот у Шевкунова мне читать было менее интересно, чем у Стейнбека, потому оценка 3,5. И конечно моя оценка только моя и ничего не говорит о ценности книги — ведь ценность любой книги, а этой в особенности, зависит от многих факторов, и в первую очередь от особенностей личности читателя — об этом я и написал


Похоже, что автор рецензии посвятил её добрую половину самому себе :) Я такой образованный, я такой толерантный, так разбираюсь в психологии и религиоведении, весь такой в тренде (я же в курсе, что сейчас вместо термина "Православие" модно употреблять аббревиатуру РПЦ - это как КГБ, МВД и пр. сугубо человеческие организации, что я буду стремиться подчёркивать при каждом удобном случае). Также я буду по возможности иронизировать и кидать колкости в адрес абстрактных верующих и православных авторов (иллюстрирует, вероятно, таким образом свою веротерпимость). Короче я, я, я весь такой офигенный, а вот про книгу на экране моего смартфона набежало 15 строчек)))) несостоятельная рецензия, минус.


Имеете право так понять... или НЕ понять


Стены религий разделяют людей, но не достигают небес

Как писал Честертон: "Представители популярной науки настаивают, что христианство и буддизм очень похожи, особенно буддизм. Все верят этому, и я сам верил, пока не прочел их аргументы. Их аргументами были сходства, которые ничего не значат, так как они присуще всему роду человеческому, и сходства, в которых нет ничего общего".

я просто живу в другой плоскости бытия

Бывает...