Больше рецензий

inoy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 февраля 2018 г. 14:34

914

3 Мы живем во время портных...

Композитора классической музыки волнует вопрос: как выжить в мире, где неистовые рокеры собирают стадионы, а понятия не имеют кто такой Гайдн, Стравинский или Вебнер? Наш композитор к тому же немножко философ – ему нужен диагноз, вердикт, генезис, прогноз. Он вооружается цитатами Фуко и рождает новую реальность. Она выглядит так.

Давным-давно в незапамятные времена люди поклонялись богам, а миром правили жрецы, которые прыгали вокруг жертвенного костра, потрясая бубнами. Так родилась музыка. Жрецы считали, что их камлания есть отражение неслышимой музыки небесных сфер, а музыканты - всего лишь проводники, то есть своего рода медиумы, слышащие невидимое. Развитие этой идеи видно на примере средневековой Европы, когда церковные песнопения воспринимались как подражание ангельским хорам на небесах. Понятие авторства в эти эпохи было условным, ибо, что еще за автор, если он всего лишь транслятор небесных ораторий?

Мартынов пишет, что автор, как подлинный творец своего сочинения, и произведение, как высказывание, стали возможными только в Новое время. С чем это связано понятно. Человек постепенно отказался от веры в Бога, и каждый сочинитель превратился в полноценного хозяина и единоличного автора своих творений. Бетховен, Вагнер, Малер – это авторы с большой буквы, а их эпоха – это время расцвета классической музыки, короче, старый добрый 19 век. Но в 20 м веке случилась катастрофа – джаз, рок и прочий авангард. Новоявленные гунны, которые не знают нот, тренькающие на гитарах и беснующиеся под завывания толпы – именно они захватили умы, кошелек и сердца людей. Что же теперь делать композитору классической музыки? Искать объяснение всему этому бедламу и строить теории.

Постепенно трактат о развитии музыки превращается у Мартынова в высказывание о современном искусстве. Композитор-философ касается понятия модерна и объясняет, как он окончился авангардом, а тот в свою очередь разразился пустотой и немотой, из которых уже произросли диковинные грибы постмодернизма. В итоге автор как будто умер, произведение оказалось набором вторичных смыслов, которые, на самом деле, смыслом быть перестали, а превратились в указание на то, что здесь присутствует какой-то смысл.

«Произведение нового типа не выражает что-то, но обозначает то, что здесь имеет выражение чего-то, а это значит, что в произведении становится значимым не его, художественная ценность, но обозначение причастности данного произведения к сфере художественных ценностей… Произведения, образующие это пространство, перестают уже быть произведениями в полном смысле этого слова и превращаются в симулякры, берущие на себя функцию, которую раньше выполняли произведения искусства».

Место произведения теперь занял проект, а на смену скромному автору, разговаривающему с народом посредством своих творений, пришли арт-менеджеры, которые используют скандал, акционизм и эпатаж, как самостоятельные формы искусства, оттесняющие само произведение на второй план. В том случае если оно, конечно, есть.

Завершает все эти рассуждения мысль, что мы живем во время портных и парикмахеров (не знаю чего Мартынов так взъелся на виртуозов ножниц). Вот эта глубокая мысль.

«Объединяющим моментом для профессий дизайнера, модельера и куафера является то, что все они работают с поверхностью, с внешностью людей и предметов. Однако, крайне ошибочным было бы исходя из этого делать вывод об их «поверхностности» в прежнем смысле этого слова. Дело в том, что вся современная действительность сведена к поверхности. Это некая абсолютная поверхность, где нет ничего кроме поверхности. Современный мир – это картинка в телевизоре, и все, что не попадает в эту картинку, попросту лишается статуса существования. Поэтому основополагающим понятием нашего мира является имидж. Имидж – это и есть абсолютная поверхность, или абсолютная внешность, по определению не имеющая никакого внутреннего содержания, никакого внутреннего смысла, ибо имидж и смысл есть взаимоисключающие понятия, так как всякая попытка проникнуть «внутрь» имиджа неизбежно приводит к разрушению имиджа, а всякая попытка придать смыслу имидж есть разрушение смысла. А потому всякая претензия на раскрытие внутреннего смысла или передачи содержания становится изначально бессмысленной и бессодержательной, ибо отныне и смысл и содержание представляют собой лишь иллюзию, не имеющую никакого корня в действительности».

[Можно пропустить: На самом деле, крушение смысла, равно как и высказывания произошло потому, что мораль и философия Нового времени с самого начала оказались подвешенными в воздухе. В мире автономной морали высказыванию и смыслу не на чем утвердиться, ведь Бога провозгласили умершим, а без Него любые высказывания зависят лишь от общего контекста, и могут бесконечно уточняться и изменяться до тех пор, пока не станут настолько размыты, что перестанут означать что-то определенное.
Смысл сохраняется там, где он опирается на трансцендентную реальность. И только там возможна передача смысла, только там возможно ученичество и, вообще, научение чему бы то ни было. Вне этого возможно только долгое и муторное плавание среди обломков мирового кораблекрушения, на которых написаны разные письмена, а мы настойчиво стараемся сложить из них толстовскую «Войну и мир», а получается «Уловка 22». Ирония судьбы в том, что и первое и второе - всего лишь комментарии.]

Во всей это философии меня интересовало одно, чем господин композитор завершит свое исследование? Что мы так и погрязнем в постмодерне на веки вечные? Как из него выбраться и что будет потом – какой-нибудь модерн постмодерна, постмодерн в квадрате или возвращение к традиционным жанрам? Проблема ведь в том, что, несмотря на все эти остроумные теории о смерти автора, субъекта и прочую блестящую фигню, авторы по-прежнему существуют и некоторым удаются высказывания, которые трогают сердца людей. Так что в них нет вторичности, хотя бы сюжет повторялся тысячу раз. Они - именно произведения и становятся постмодерном только для определенной категории граждан.

В общем, автор все-таки верит в лучшее. Он говорит о некоем новом этапе, обещает будущее, которое придет на смену темным годам постмодерна. В итоге случится вечное возвращение, установится «новое сакральное пространство», возможно даже будет Бог!

Как ни странно в этом я согласен с автором. Но тот, кого он ожидает, совсем не похож не Христа. И остается единственный вопрос - кто бы это мог быть?

Комментарии


Он говорит о некоем новом этапе, обещает будущее, которое придет на смену темным годам постмодерна.

Так это будущее уже наступило. Метамодерн называется) Стёб над пост в результате дает искренность и в общем всё то, о чем плачет автор)

имидж и смысл есть взаимоисключающие понятия

вот здесь бы поспорила с автором, имидж и смысл не взаимоисключающие понятия, а просто немножко разделенные. Имидж - это декорация, витрина самого себя, а в смысл посторонних просто не пускают. Уайлд, наверное, первый, кто увидел необходимость разделения целого на имидж и суть, то есть, в конце девятнадцатого и в ХХ веке суть по-прежнему сакральна, она не выставляется на всеобщее обозрение или тем более - на продажу, поэтому создается впечатление времени Духless.


Там со многим есть с чем поспорить. Но у автора речь не о том, что внутреннее содержание или суть упразднились. Просто эти смыслы стали вторичны, ненадежны, затасканы, размыты. По этой причине внимание обращается к тому что надежно, что может быть выражено однозначно. А это именно внешнее. Рефлексия о внутреннем остается, но она не может быть приведена к общему знаменателю и поэтому снимается. Говоря простым языком - каждый верит как хочет, авторитетов не осталось и потому смысл как категория общая, императивная для всех улетучилась, теперь у каждого свой смысл...


Просто эти смыслы стали вторичны, ненадежны, затасканы, размыты.

Ничего подобного) О сути практически никогда не говорят прямыми словами и публично, это где-то за пределами слов. И в общем-то даже глупо сокрушаться (это я о Мартынове), что в развлекательных программах нет Достоевского или Тарковского, к примеру.
По поводу затасканности: для этого, мне кажется, и нужен был постмодерн, чтоб не таскали суть куда попало, не носились с ней как с флагом.

По этой причине внимание обращается к тому что надежно, что может быть выражено однозначно. А это именно внешнее. Рефлексия о внутреннем остается, но она не может быть приведена к общему знаменателю и поэтому снимается.

Что может быть надежнее сути?) Она вне времени, а внешнее - флюгер, куда ветер подует, так и будет выглядеть эта однозначность.


каждый верит как хочет, авторитетов не осталось и потому смысл как категория общая, императивная для всех улетучилась, теперь у каждого свой смысл...

да это же всегда было)) И общие категории есть, они никуда не девались)


Вы говорите о сути с феноменологической точки зрения. Разумеется суть всегда остается - так устроен мир. Но Мартынов имеет в виду содержательную сторону этой сути (ну как я его понял). Внутреннее человека всегда сохраняется при любых модернах, но смысл существования, что такое человек и пр. фундаментальные вещи в настоящее время для многих утеряны. Это не значит что люди не имеют представлений о жизни и о себе. Конечно, любой человек как-то представляет себе жизнь, к чему-то стремится, но человек постмодерна (а это не всякий) устал от философии, от вечных ценностей, от идеологии и разных экзистенциальных теорий. Он им не доверяет, а потому его внимание захватывается внешним. Это просто констатация факта, которая не отрицает того, что черного и белого в чистом виде не бывает, и множество людей могут продолжать жить традиционными ценностями. Настроение постмодерна касается их в меньшей степени, но все же касается...


Пробежалась по Мартынову. Ну, не Хайдеггер)) Не стоит обсуждения, одним словом)


И все-таки мы живем во время швейных фабрик..., распространяющих кем-то раскроенный имидж...)))


Там еще у автора постоянно парикмахеры упоминаются. Я так и не понял чем они ему так насолили. Похоже это что-то личное )


А Вы знаете, я его понимаю.
Меня тоже часто подташнивает, когда я вижу по ТВ это существо, что сейчас называется "стилист")))


Так в сущности, в реальной действительности - Бог умер только в воспалённом сознании несчастного Ницше. Бог, Иисус Христос как Одна из Ипостасей Троицы, жив и направляет этот мир. Тот, кто будет это отрицать - либо заблудший бедняга, коего очень жаль, либо лукавый бес. Третьего не дано...