Больше рецензий

23 февраля 2018 г. 04:19

1K

5

Может от того, что я сама много работала с детьми. И с трудными, травмированными в том числе. Может быть потому что хотела выучиться на учителя, да не сложилось…Может, поэтому я так трепетно и свято отношусь к профессии учителя. Меня коробит и выворачивает, если кто-то осмеливается поливать грязью этот труд. И я ненавижу, когда начинают говорить о том, что трудно, денег не платят, дети сволочи, бумажек гора и на такой работе выгораешь. Выгорают, да… Но учитель от Бога он воскресает, как Феникс. Вот о таких учителях я люблю читать. Я собираю такие книжки по крупинкам, по росинкам и маковкам… Я вбираю их всей душой, каждой клеточкой. Более эмоционально меня не затрагивает ни одна тема в литературе.
Я знаю, что нет плохих и трудных детей. Есть уродливое детство и обстоятельства, которое заставляет детей защищаться. И главный герой, ученик того самого Макаренко, который написал «Педагогическую поэму», сам бывший преступник… он это понимает как никто другой. Став начальником детского дома для «трудных» детей он прилагает все свои знания, умения, усилия, а главное веру и неистощимую доброту и справедливость, чтоб встряхнуть ребят, привить им нормы правильного и хорошего. Он не просто учит как можно и нельзя жить. Нет. Он перекраивает их души! Порой уроками мягкими, порой руками коллектива, а иногда сам рубит жестко и больно.
Он любит их - этих ребят. И лечит их сердца доверием и верой.
Ищет для них лучших педагогов, таких же как он страстных и пламенных. Эх, были же они тогда!!!
А как нежно, как уютно он называет свое учреждение - ДОМ! Признаться честно, я ведь раньше и не задумывалась над тем, что это и есть большой ДОМ, для ребят. Ведь другого они не знают. Это для меня казеные тумбы, да кровати и ни тебе мягкого пледа, ни чашки какао с книгой на подоконнике. Но они то ведь не знают другого. Для них это и есть дом… И уж Семен Афанасьевич приложил все усилия, чтоб там стало уютно и хорошо.
А еще как горой он стоит за ребят. Как защищает их от бестолковых учителей, которые пытаются проводить какие-то тесты на определение эмоционально-этического развития и клеймят детей умственно-отсталыми или преступниками. На всю жизнь ведь клеймят!
Единственное, чего в «Дороге в жизнь не хватало» так это темы родителей. Кто-то из ребят был сиротами, кто-то нет, родители просто не справились с воспитанием. Но в любом случае они должны были скучать, украдкой утирать непрошеные слезы. Хотеть к маме и папе. Хотя бы иногда... но темы этой автор практически не касается. Как-то перекрывает ее значением коллектива в становлении и развитии личности. Это важно, бесспорно, но все же это не все! Впрочем, тут явно чувствуется советский менталитет: человек принадлежит государству в первую очередь, он гражданин и товарищ. А потом уже семья и прочая «сентиментальщина».
Очень больно и горько закончилась повесть... Семен Афанасьевич заплатил за свой успех в Доме сыном... и пришлось ему все там оставить и переехать в Киев, потому что оставаться на том же месте, где все напоминало о Костике было не выносимо...

Это мой дом.
Первое, что хочется сказать, что повести все-таки не отдельные по сюжету. Они очень сильно взаимосвязаны. Чтоб понять логику главных героев нужно читать первую часть.
Что касается Семена, то в этой части он вдруг становится глуп и не логичен. Он пристрастен и… Я не знаю как сказать точно, но я называю это подлостью. Найдя личный дневник жены он принялся его читать! Взялся за чтение продуманно, заранее собираясь признаться ей в содеянном, с внутренним девизом «Повинную голову меч не сечет». Как такой человек может учить чему-то хорошему детей? Ведь за такой же поступок своего подопечного он бы в миг собрал ребят на собрание и потребовал бы наказания. Получается лицемерие, а этого я не люблю. И сам Семен Афанасьевич не любит! Как он накинется на Катаева! Мальчик, который отвечает по справедливости. Просто не потрудится облачить в мягкую форму, чтоб не обидеть… Всем миром примутся они его ломать и кроить по своему. Хотя Катаев у меня не вызывал таки никакой антипатии… Их бы рвение, да в другое русло… С Якушевым скупом и лгуном так ведь и не разобрались. Выгнал, вычеркнул. Но почему-то никто не пытался разговаривая выяснить ДЛЯ ЧЕГО ему были нужны деньги. Семен не гнушался никаких методов, в том числе и слежки, так почему бы не проследить, не узнать? Самый большой и обидный провал…
А Слава… Что сделал Семен для Славы? Вот лично он, что сделал? Славу менял коллектив, но не он.
Удивительно, но именно с простыми детдомовскими детками Семену стало трудно. Там где нужны были не муштра и уставы, а ласка, нежность. То что могла дать Галя, но на что совершенно не способен был наш ГГ.
Я разочаровалась в нем. И хоть были и положительные моменты и много, а все же противно было читать как он, словно маленький мальчишка не желал признавать за собой недостатков… Все мы не без греха, но тут как-то не вязалось. Такой умный и талантливый в первой части герой, вдруг стремительно превращается в самовлюбленного и упрямого слепца.
А еще передергивало от живонаписанного советского режима… Столько тупых чиновников, громких и бессмысленных фраз о любви к Родине, о долге и нравственности… Все там было поставлено вверх дном, плохое выдавалось за хорошее, а хорошее затаптывалось в грязь…

Черниговка.
Пожалуй самая отдаленная от воспитания часть книги. Пришли страшные военные годы. Семен Афонасевич ушел на фронт, а детский дом вверил своей жене Галине Константиновне. Из Черешенок ей пришлось уехать на Урал. Голодно, холодно… тут не до воспитательных мер. Тут бы выжить. Поэтому основа текста о том, как она, новоиспеченный директор, оббивает пороги, упрашивает, вымаливает, ругается и угрожает, чтоб их Дом обеспечили хотя бы малым не гнилой картошкой и топливом… А ей все шлют и шлют новых ребят… Тут много драм. Много слез. Много не справедливости.
А сама Чернигова… Что ж… Здесь она просто женщина. Уставшая, измученная, уже 2 года не получившая ни единого письма от мужа.

Писала отзыв частями, по мере прочтения повестей. Вот закончена книга в 700 страниц… Мы были с ней долго. Она меня и разочаровывала и восхищала. Герои в ней были такими не однозначными… Иногда хотелось плюнуть и сказать, да что ж это такое! Сдал автор! А на деле то как? А на деле ведь каждый герой зацепил, заставил переживать и с нетерпением ждать момента, когда я снова смогу взяться за чтение. То есть Фриде Вигдоровой удалось создать настоящую жизнь и ЖИВЫХ героев. Не идеальных и неоднозначных, как все окружающие нас люди.
Потрясающе! Это определенно книга, которую нужно переварить, обдумать. И делать это будешь еще несколько месяцев после прочтения.

Огромное спасибо за рекомендацию Vi4ka_kam! Я ни на секунду не пожалела, что связалась с этим "кирпичиком"!a08c73e9a6ed03c17edf91879268491e.gif
Книга прочитана в рамках игр ТТТ и Школьная вселенная

Комментарии


С удовольствием читала вашу рецензию, это одна из самых любимых с детства книг, до сих пор помню детали... Спасибо.
А вот смотрите, вы пишете о теме родителей в первой книге. Но когда в детдом приезжают педологи и начинают выспрашивать "Родители умерли? А отчего?", Семен негодует - "Мы берегли наших мальчишек, старались не напоминать им о доме, а тут чужие люди..." Значит, дело не в коллективе? Видимо, ни у кого нет родителей, ну кроме Репина, и они сознательно не поднимают эту горькую тему


Я знаю, что нет плохих и трудных детей. Есть уродливое детство и обстоятельства, которое заставляет детей защищаться.

Золотые слова! Ребенок не рождается ни вором, ни хулиганом. Таким он станет "благодаря" взрослым, которые отберут у маленького человека ощущение безопасности.