Больше рецензий

8 февраля 2018 г. 23:58

2K

4

Что сразу хочу отметить - очень долгое вхождение в мир произведения: 60 электронных страниц из 200. И эти 60 страниц включают в себя приблизительно двухмесячный перерыв в чтении, ибо написано так себе - можно читать, можно не читать. Что-то похожее на увлечение появляется после прибытия в собственно сам Город Бездны. Но всё время чтения не могла отделаться от ощущения, что мне куда интереснее было бы прочитать книгу о том, как протекала Комбинированная Эпидемия и как рушился Блестящий Пояс, чем вот эту тягомотину о преследовании. Такое чувство, что автор свои блестящие идеи расходует не на то. Вместо того, чтобы поставить их в центр повествования, он делает их фоном. Причем, если сжато вспомнить сюжет в первой трети произведения - он довольно неплох. Он просто плохо рассказан.
Дальше дело идет бодрее, а к последней трети книги так и вовсе несётся вскачь. И если экспозиция явно затянута, то развязка порадовала. Что ни говори, а автор все-таки небанален. И наиболее прекрасен, как по мне, он в том, что происходит в космосе/космическом корабле/или ином странном космическом объекте. Эпизод на корабле, не принадлежащем Флотилии - для меня (субъективно) лучший эпизод книги. Чистое удовольствие. Эпизод немного напомнил Клиффорда Саймака "Что может быть проще времени" (по ощущениям). Но нельзя сказать, что автор сработал чисто. То у него раса миллион лет свыкается с мыслью, что у нее есть враг, то представитель этой же расы на несколько тысяч лет ошибается в расчетах без особых последствий для себя, то - внезапно! - для другого представителя этой расы счет начитает идти не на тысячи, а на десятки (!) лет в обстоятельствах, не являющихся для расы экстремальными. Ну это просто смешно. С чего бы такой сбой в чувстве времени/хронологии? Причем выкинь мы эту оплошность из текста, книга ничего не потеряет. Автор стабильно пишет на крепкую четверку, разбрасываясь массой [фантастических] жемчужин в тексте, но будто бы на бегу. Мотивация и разоблачения некоторых персонажей откровенно притянуты за уши. Это огорчает. Вообще, чем ближе автор к описанию взаимоотношений персонажей, тем стремительней он утрачивает свою эм-м... космическую небанальность. Вот тут уже стойкое впечатление, что я нечто подобное читала, правда, в форме рассказа (Джордж Хичкок, "Приглашение на охоту") - ну так и у Рейнолдса эпизод не больше рассказа (я имею в виду игру/охоту).
На других ресурсах встречала мнение, что "Город бездны" если не самая сильная книга Рейнолдса, то, по крайней мере, одна из самых сильных/лучших. Но ее главные герои - мерзавцы, причем это не обаятельные образы, где личный шарм и напускная обходительность маскируют глубину падения. По большому счету, автор не дает ничего, что могло бы смягчить читателя, которому не нравятся эти подонки. Некоторые эпизоды поражают своей бессмысленной жестокостью, некоторые - жестокостью осмысленной, совершаемой из расчета (химерик). Иногда Рейнолдс для меня просто-таки шел по грани. Но грань эту он всё же не переступил и книгу я не отложила. Но будь эта книга первой прочитанной у автора, за другую я бы уже не бралась. К счастью, первой я прочла "Дождь забвения" , которая намного мягче. Сюжет в ней поскромнее, размах не столь велик, а ляпы очевидней - но, тем не менее, послевкусие у нее приятней.
"Город бездны" в целом не вызвал у меня особо приятных чувств. Общее впечатление такое, будто ты стоишь и наблюдаешь, как кто-то катается на американских горках, закладывая виражи и время от времени кого-то выбрасывая за борт, иногда прямиком на рельсы перед его же машиной. Но четверка за действительно хорошо сконструированный сюжет, ощутимую (хотя и только во второй половине книги - но лучше, чем ничего) интригу. Интрига, кстати, заключается не в погоне, а в том, кем же все-таки на самом деле является тот, кто ведет повествование от первого лица. Тут был довольно хорошо написанный эпизод, когда автор порадовал, динамично меняя рассказчиков, ведущих повествование от лица "я". Ну и в целом картина распада психического, утери "я" и пересборки воспоминаний написана хорошо. И, конечно, конек автора - его фантастические допущения. Например, живо будят воображение мимоходом оброненные в тексте пара фраз про первых колонистов планеты, имеющей враждебные условия, прибывших на нее... в виде яйцеклеток. Добавить к этому излюбленные автором нанотехнологии и генные модификации, и можно получить любопытную историю становления колонии при атмосфере с, например, высоким содержанием азота. Ну или вот такое, например, тоже мимолетное:

Если на корабле существует нечто, способное научить его таким вещам… Корабли не первый год сбрасывали балласт, чтобы оттянуть торможение до последней секунды. А если просто «выключить» массу «Сантьяго», как выключают свет в комнате?

Ну загляденье же. Не уменьшить массу космического корабля, а "выключить". Как вам подход, а? Или отсчет времени в оборотах Млечного пути (это вообще что-то запредельное). Сказано об этом где-то в недрах книги так же одной фразой, и далее эти идеи никак не развиваются. Хотя так и тянет вообразить, какое они могли бы иметь развитие - не в рамках этого сюжета, пожалуй. Вот это мне в Рейнолдсе и нравится - возможность прорастить собственные истории из многочисленных семян, разбросанных его щедрой рукой по тексту.