Больше рецензий

kopi

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 января 2018 г. 23:25

3K

4.5 Все прекрасное так же трудно, как и редко.

«Этика» писалась Спинозой 13 лет-с 1662 по 1675- как ответ на декартовские «Страсти души», вышедшей в 1649 году.
Природу и силу аффектов и то, насколько душа способна умерять их, никто …не определил. Славнейший Декарт…старался объяснить человеческие аффекты …и указать путь, следуя которому душа могла бы иметь абсолютную власть над аффектами…НО…по моему мнению, не выказал ничего, кроме великого остроумия…-Покажется удивительным, что Я собираюсь доследовать человеческие пороки и глупости геометрическим путем…законы и правила природы, по которым все происходит и изменяется…всегда и везде одни и те же, а следовательно, и способ познания природы вещей, каковы бы они ни были, должен быть один и тот же, а именно-это должно быть познанием из универсальных законов и правил природы…- Я буду трактовать о природе и силах аффектов и могуществе над ними души по тому же методу, следуя которому я трактовал …о Боге и душе…буду рассматривать человеческие действия и влечения точно так же , как если бы вопрос шел о линиях, поверхностях и телах. (часть 3 «О происхождении и природе аффектов»).

Власть разума в обуздании аффектов не безусловна…для ограничения и обуздания аффектов требуются немалый навык и старание.


-…буду говорить о могуществе разума…какова его сила над аффектами и затем - в чем свобода или блаженство души. До того, каким путем должен быть разум совершенствуем, здесь нет дела, ибо это – предмет логики.
-Декарт признает, что душа соединена с некоторой частью мозга т.н. мозговой железой…полагает, что всякое желание души связано с движением железы. Отсюда Декарт полагает, что нет души настолько бессильной, что бы не быть в состоянии…приобрести безусловную власть над своими страстями…если определим нашу волю известными прочными суждениями, соединив с суждениями движения желаемых страстей. ..Я не могу, право, достаточно надивиться, как этот философ …принимает гипотезу, которая темнее всякого темного свойства. Что разумеет он под соединением души и тела? Какое имеет представление о мышлении , соединенным с какой –то частицей количества? Декарт признал душу настолько отличной от тела, что не мог показать никакой единичной причины ни для этой связи, ни для самой души…ему пришлось прибегнуть к причине вей Вселенной- к Богу.
Поэтому Спиноза может даже поерничать:
-Далее, желал бы я знать ,сколько степеней движения может сообщить душа этой мозговой железе, с какой силой может удерживать ее в висячем положении…и хотя душа и твердо предположит идти против опасностей…однако при виде опасности железа придет в такое положение, что душа будет в состоянии думать только о бегстве. Если нет никакого отношения воли к движению…соотношения между силами души и тела, следовательно, силы второго (тела)…не могут определяться силами первой(души)…на опыте оказывается, что и железа эта вовсе не расположена в середине мозга. Чтобы вращаться так легко и разнообразно… Итак, могущество души(как я показал) определяется одной только ее познавательной способностью, только в одном познании найдем мы средства против аффектов…из этого познания выведем все, что относится к блаженству души.

А вот самые симпатичные, на мой взгляд, теоремы:
Теоремы1-9. Аффект есть идея о состоянии тела…чем большим познанием о нем обладаем, тем меньше душа от него страдает. Не существует никакой другой душевной способности, кроме способности мышления и составления адекватных идей. Так, неудовольствие от потери какого-либо блага утихает, если потерявший благо видит, что оно не могло быть сохранено.
Теорема 10.Пока мы не волнуемся аффектами, противными нашей природе , до тех пор сохраняем способность приводить состояние тела в порядок и связь сообразно с порядком .разума.
Аффекты, противные нашей природе, дурны постольку, поскольку препятствуют душе познавать. Пока мы не волнуемся дурными аффектами, душа образует ясные и отчетливые идеи…Таким образом, самое лучшее, пока не имеем совершенного познания наших аффектов, принять правильный образ жизни….в числе правил поставить, например, побеждать ненависть любовью и великодушием, а не отплачивать взаимной ненавистью. Это предписание разума должно всегда иметь пред собой…должно часто думать об обидах людей и о том, каким образом отвратить их от себя посредством великодушия. Образ обиды соединим с образом такого правила, чтобы оно всегда восставало пред нами, как только нам нанесена обида. Старайтесь познавать добродетели, их причины, наполняя свой дух радостью истинного познания, всего менее обращать внимания на людские пороки, унижать людей и забавляться ложным призраком свободы.
Теорема 20.Бессилие или пассивное состояние души возникает, если идеи не адекватны…душевные беспокойства и неудачи возникают от излишней любви к вещи…которой мы обладать не можем. Ибо всякий тревожится и беспокоится лишь о той вещи, которую он любит и все обиды, подозрения, враждебные отношения возникают вследствие любви к предметам, ИСТИННОЕ ОБЛАДАНИЕ которыми никому не доступно.
Теорема 40. Чем более какая-либо вещь имеет совершенства…тем менее она страдает; и чем более она действует, тем она совершеннее.
Теорема 41. …Большей частью люди думают, что они свободны постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям…таким образом, уважение к общему благу, благочестие и все, что относится к твердости духа, считают бременем…
Теорема 42. Из сказанного ясно, насколько мудрый сильнее и могущественнее невежды, действующего под влиянием страсти. Всегда находится невежда под влиянием внешних причин, никогда не обладает душевным удовлетворением, живет, не зная себя, Бога и вещей…
Но если бы спасение было бы у всех под руками и найдено без особого труда, то как же могли бы почти все пренебрегать им? Все прекрасное так же трудно, как и редко.