11 января 2018 г. 11:14
698
2.5
Вообще-то мне никогда не нравились книги, написанные в форме девичьих дневников, в которых много заметок про мальчиков, в которых эти девочки влюблены, про наряды, про ссоры с подругами, про отношения с родителями и наивными попытками понять, как устроен этот мир. Это совсем не моё. Но для этой книги я сделала исключение – все-таки здесь обещалось нечто другое, да ещё сразу два дневника о двух насыщенных драматическими событиями жизнях юных индийцев в политически сложный для их страны период (1984 год: убийство Индиры Ганди, погромы, сикхская резня) и, вроде бы, о двух взглядах на рождающиеся в сложных обстоятельствах любовные взаимоотношения. Хотелось увидеть всё это сквозь призму восприятия обычных подростков, понять, куда и почему заводит их карма, как они справляются с превратностями судьбы.
Но, как выяснилось, зря. Не впечатлило совершенно. Мало того, что это было написано в неинтересной, скупой и наивной литературной стилистике, так ещё и сюжет оказался невнятным, затянутым и тусклым, как если бы тебе несколько часов рассказывали то, что легко уложилось бы и в десять минут. Все происходящее казалось сколь случайным, столь и немотивированным. В общем, история оказалась «индийским» вариантом подростково-янгэдалтовской литературы, в котором не обнаружилось ни полноценного этнического колорита, ни сколько-нибудь увлекательных событий, за которые можно было бы зацепиться мыслями и чувствами. На всем протяжении чтения возникал вопрос: зачем надо было ехать в ставшую, фактически, чужой страну? зачем отцу и дочери надо было разлучаться в столь неустойчивой и опасной ситуации? почему Майе надо было всё это терпеть, вместо того, чтобы действовать как цивилизованный человек? с чего бы вдруг, уже вырвавшись из оков этнокультурных предрассудков, снова их принять как данность собственной жизни? Ненависть, любовь, милосердие, сострадание – это очень сильные человеческие переживания, и оказаться в их водовороте сложно для любого человека, тем более юного, поэтому для их анализа нужен какой-то совершенно особый талант, которого у автора, мне показалось, маловато.
Если у неё была цель показать глубоко укорененную этническую ментальность, противоречающую выбранному новому образу жизни, то меня ей в этом убедить не удалось. Если в её намерениях было раскрыть драматическую мощь культурно-религиозного противостояния, то для этого мне в книге было мало качественно осмысленного материала. Если в её задачу входило создать психологический портрет европеизированного индийца-сикха, оказавшегося вновь в своей исконной среде, то он выглядел поверхностно и по-болливудски драматизированно. Если ей хотелось показать, что любовь побеждает всё, что для неё нет никаких преград и границ, то и в это не поверилось. Тема этнической маргинальности настолько сложная, что иллюстрировать её неизвестно откуда берущимися братьями, слабостью родительско-детских отношений, «перерождением» Сандипа и внезапно приходящей на помощь доброй силе в лице Парвати показалось наивно и неубедительно.
Книга специфическая как по сюжету, так и по стилю, и рекомендовать её кому бы то ни было я не стану. И если правда, что книги сами находят своих читателей, то этой книге их искать придется долго, если не безнадежно.
Комментарии
Читала, не очень понравилась. Я нежно люблю Индию, а в этой книге автор ее показала очень клюквенно, похоже как некоторые иностранные авторы о России пишут с водкой, медведями и балалайками. И американский пафос мне мешал всю дорогу. У "Розового жирафа" в этой серии еще выходила замечательная "Революция" Дженнифер Доннелли, вот ее рекомендую двумя руками.
Все немногочисленные читатели здесь: https://www.livelib.ru/book/1002038361-karma-keti-ostler?utm_source=livelib&utm_campaign=suggestions&utm_medium=search