Больше рецензий

Cave

Эксперт

Критика придирки купить недорого

2 января 2018 г. 04:57

801

4

«Кракен» начинается как совершенно обычный детектив — с пропажи заспиртованной в огромной бутылке с формалином тушки этого самого кракена. Совершенно обычный биолога Билли Харроу, который, проводя совершенно обычную экскурсию, и обнаружил, а точнее, не обнаружил гигантского спрута на своем месте, вызвал совершенно обычную полицию, которая приступила к совершенно обычным методам расследования, привычно рассказала о толпе поклоняющихся кракену фанатиков (так что — сами понимаете) и попросила сотрудничать и никому ничего не рассказывать.

Билли конечно же первым делом позвал в гости друга и все ему выложил, распаковывая совершенно обычную посылку, которую тот любезно прихватил по дороге. Из той вдруг, постепенно увеличиваясь и как бы раскладываясь, появились мужчина и мальчик с пустым лицом. Мужчина вдруг — ам! — и сожрал друга Билли, а его самого скрутил в бараний рог и отвел к своему боссу — говорящей татуировке на спине какого-то парня.

Постойте, что? Куда делся совершенно обычный, ну ладно, с элементами мистики детектив? Может, я что-то неправильно поняла, у автора язык такой... ммм... емкий? Нет, Билли действительно спасают последователи церкви кракена и рассказывают, как их писание утверждает, что такое богохульственное отношение к их богу скорее всего приведет к апокалипсису. И все об этом знают: и гадающие на плоти города лондонманты, и выбравшийся с того света древний предводитель бастующих фамилиаров, и особенно — переместивший свое сознание в созданные из собственного праха чернила второй главный мафиози Лондона.

Придется Билли брать спасение мира в свои руки, разбираться в хитроумных интригах врагов головоногого божества, отбиваться от толп жаждущих даже ему самому неизвестных знаний охотников за головами и придумывать, как теперь жить в любимом городе, увидев его с совершенно новой стороны.

Как и (единственное, что я еще читала у Мьевиля) «Вокзал потерянных снов», «Кракен» быстро погружает читателя в особую мрачную, совершенно фантастическую, но при этом кажущуюся совершенно реальной, атмосферу надвигающегося кошмара. Фантазия автора, кажется, не знает границ: если упоминаются культы, то не банальнее последователей пришествия Хорька; если мафия натравливает головорезов, то они буквально безголовые инструменты: вместо головы им вживляют руки. Ни разу во время чтения вы не заметите, как мастерство писателя ведет вас от экшена к спокойной сцене и от зацепки к догадке. Нет, вы проживете эти беспокойные дни с героями, немного не досыпая, иногда скрываясь от остального мира, чтобы скорее узнать, кому же и, черт побери, зачем мог понадобиться кракен?!

Как и практически не оставивший следов в памяти «Вокзал потерянных снов», «Кракен» почти до последней главы казался мне пустышкой, которую я начисто забуду через полгода и со мной останется лишь ощущение яркой, увлекательной и необычной истории. Но если я чего-то не помню, это ведь не значит, что этого не было? ;)

Не могу не сравнивать Чайну Мьевиля с Нилом Стивенсоном, хотя книжки первого конечно покороче. На фоне Стивенсона, кажущегося монолитом, который неторопливо, но неизбежно таранит читателя, погребая его под тяжестью знаний, Мьевиль кажется ребячливым юнцом, которому все хиханьки да хаханьки (а видели, какая у него бицуха? то-то и оно). Надеюсь, писать книжки правильного размера он в конце-концов научится, а неуемную фантазию уже можно назвать его фирменным знаком. И, конечно, иронию вкупе с маркетинговым нюхом: издать книгу про кракен-апокалипсис в 2010 году это тонко. И прозорливо.

ps А леденящие душу Госс и Сабби мне напоминают Коровьева и Бегемота %)

Прочитано в поисках своего предназначения среди линейно-параллельных интриг в 12-м туре Книжного путешествия.