Больше рецензий

29 декабря 2017 г. 10:24

207

3.5

Сложно в нескольких словах охватить целый сборник произведений, тем более, что впечатления по каждому разнятся. Есть добротные хорошие рассказы, с классической структурой НФ-рассказов. Они ироничны, умны, немного трагичны. Но есть и рассказы, явно не дотягивающие до прочих (повестей нет совсем, на мой взгляд. Просто рассказы чуть большие по объёму). Возможно, это были попытки отказаться от привычных канонов, перешагнуть планку, заданную Каттнером, Тенном, Бредбери и Азимовым, Ван Вогтом, Стругацкими, Булычёвым и прочими классиками жанра, но в моём представлении — попытки неудачные. Да, всюду очень хороший язык, автор явно владеет словом, умеет описывать мир, умеет создать напряжение. Вот только некоторым рассказам недостаёт цельности, завершённости. Читаешь, читаешь, и вот уже конец, но чем кончилось, непонятно. То ли акценты расставлены неверно, то ли и не было изначально в рассказе этой целостности, а автор просто писал, чтобы выплеснуть на бумагу фантастическое видение. Рассказ — это форма, которая требует большей концентрации идей. Собственно рассказ тем и ценен, что в него вкладывается какая-то конкретная идея. Он не может состоять из одного только описания мира, путешествия, человека, которое при этом не несёт конкретной идеи. И под конкретной идеей тут я понимаю идею, на которую делается акцент.

Взять рассказ "Современная геология". Мужик едет по пустыне, вляпывается в "перекати поле", потом приезжает в "деревню", где царят безумство и разврат, и узнаёт, что под деревней захоронены ядерные отходы. Ладно, хорошо. Я могу выудить из этого экологическую проблему, умом догадаться — вот как всё плохо. Но акцент-то в этом рассказе сделан не на экологии, не на вопросе захоронения ядерных отходов! К чему эта сцена с "перекати поле"? Она вообще не имеет никакого влияния на поведение персонажа, на его дальнейшую судьбу. Она никак не обыграна в рамках рассказа. Просто автор захотел её изобразить. Зачем жуткие ритуалы в "деревне", если герой продолжает работу? Зачем наезд на старосту? Бессмысленные телодвижения, никак не создающие рассказ. В чём суть? В чём история? И не упускаю ли я её, потому что автор неверно расставил акценты?

Не все, но многие рассказы такие. К счастью, их интересно и приятно читать. Это спасает книгу. Миры рассказов захватывают.

В конце нам дана хронология событий, происходивших в рассказах, и она склеивает их все воедино, представляет неким полотном будущего. Ну, как бы, должна склеивать. Немного получается. Много — нет.

Книга хорошая. В ней жив ещё дух научной фантастики 70-80-х. Прочитать определённо стоит. Во всяком случае она на порядки лучше той ерунды, которую сейчас выдают за НФ.

Заполучил томик в Калининградском баре, одном из тех, что претендуют на звание приличного заведения. За вычетом пива и чаевых, обошлась она мне дёшево — 0 рублей, спасибо двум милым девушкам-официанткам.

Издание прекрасное. Умели раньше издавать книги. Качественная белая бумага, хороший твёрдый переплёт, карманный формат, красочная обложка. Приятно поставить на полку и держать в руках. В общем, рекомендую. Добротно.