Больше рецензий

30 ноября 2017 г. 19:23

337

5

Впервые с творчеством Марины Эшли я познакомилась более двух лет назад. Это была красивая, по сказочному добрая история «Дурак». Как оказалось, это не самостоятельное произведение, а одна из новелл романа «Бабушкины истории». Потом было еще несколько новелл, прочитанных как отдельные рассказы, я даже отзыв на них уже писала. Но вот теперь автор выложила роман целиком и дала возможность прочитать его от начала до конца и увидеть всю картину и проследить жизненный путь отдельных персонажей.

Роман в целом и каждая новелла по отдельности, в первую очередь, о любви. Тему любви автор разрабатывает в широком смысле, конечно, много историй о любви между мужчиной и женщиной, но в каждой истории присутствует и другая любовь: любовь к детям, к родным и близким, к родному краю, к труду, любовь к Богу. О последней любви написано очень деликатно и интеллигентно. Автор абсолютно не давит на читателя ни христианской моралью, ни христианской этикой – она просто рассказывает о людях, которые истинно веруют и живут по-совести, их вера не напоказ, не для людей, это то что у них глубоко внутри, в душе, это то без чего они не представляют свою жизнь. Вот таким не морализаторским повествованием о жизни простых людей автор и подкупает. Если и есть рассуждения о Боге и морали, то только в диалогах между героями без длинных и пространных размышлений персонажей или философских отступлений самого автора. Наверное, поэтому персонажи и их вера выглядит органично и естественно, в ней нет надрыва и показухи. Эти люди не делят мир на своих и чужих, на верующих и не верующих, они ко всем относятся одинаково и всех считают людьми, которым надо помочь, если не делом, то добрым словом. Несколько первых новелл как раз показывают быт людей, которые живут вот так – по совести, по божьим заповедям, хотя очень много в этих историях уделено внимания вполне земной любви: её поиску, обретению и познанию себя. («Дурак», «Сваха», «Добрые люди», «Ангелы»)

Но после первых светлых, добрых, немного сказочных и жизнеутверждающих историй начинаются совершенно другие, которые полны боли, горя, лишений, испытаний на прочность физическую и духовную. Дальше идут истории о революции, раскулачивании, ссылке, войне, плене («Нюркин князь», «Брат», «Раечка», «Стукнула калитка»). Автор показывает: как маховик истории закрутил и перемолол жизни обычных людей, как в один момент изменился мир вокруг них, как изменились общественные устои. Автор достаточно подробно рассказывает об ужасах, которые пережили герои в период раскулачивания и коллективизации, о том, как им пришлось выживать в ссылке. Но при этом тон повествования не меняется – он остаётся спокойным, без надрыва и ненужного сгущения красок.

Роман в этой части заставляет о многом задуматься: что-то вспомнить из жизни своей семьи, что-то сопоставить с личным опытом. Непростые проблемы поднимает автор в своём произведении. Не дай бог жить в эпоху перемен, гласит китайская мудрость. Судьба героям этих новелл уготовила именно такое испытание – жить в эпоху перемен.

На проблему веры в Бога в новом обществе в новеллах «Кулинарные уроки» и «Раечка» мы смотрим глазами ребёнка, который не имеет ещё личного опыта и воспринимает мир вокруг, как само собой разумеющееся, и поэтому этот вопрос рассматривается в настоящем времени без привязки к прошлому. Ребёнок своим наивным вопросом затрагивает очень острую проблему: возможность верить в Бога в стране, где правит атеистическая идеология, и насколько демонстрация этой веры может быть опасна в новом обществе. А ещё новелла «Раечка» показывает насколько люди сплочены и поддерживают друг друга. Ведь никто не донёс и детский наивный вопрос не вылился в трагедию, хотя всё могло быть.

В новелле «Кулинарные уроки» мы встречаем персонажей из новеллы «Ангелы», они постарели, много пережили и многое потеряли, но не утратили свою веру и не перестали помогать людям, так как это их призвание. Именно в горе проявилась истинная вера этих людей, хотя ни каждый способен на помощь ближнему и в радости.

Можно долго рассуждать о том, как несправедлива жизнь, силы небесные или силы земные, которые посылают людям такие испытания, и кто виноват в таком ходе истории. Но для меня в этом романе не было главным найти виновника всех бед. Главное – это понять как люди выжили и сохранили себя в таких нечеловеческих условиях. Люди выжили благодаря сплочённости, заботе о своих близких, взаимопомощи и невероятной, нечеловеческой трудоспособности. В книге чётко прослеживается мысль о том, что чтобы выжит в чрезвычайных условиях нужен якорь, за который человек может зацепиться, и этим якорем становится семья, когда человек знает, что живёт он не только ради себя, но за ним есть ещё кто-то о ком надо заботиться.

Ключевой в этой книге для меня стала новелла «Брат». Сложная, неоднозначная и очень жизненная история, когда родные люди оказываются по разные стороны, не хочется говорить баррикад, всё-таки родственниками они в душе остались, но стали сторонниками противоборствующих идеологий. В этой новелле я понимаю обе стороны и обе правды: каждый тут прав по-своему, но одновременно каждый и не прав. В первом порыве хочется осудить Ивана: как он посмел раскулачить собственного брата? Но если взглянуть с другой стороны в ретроспективе истории, той что реально сложилась, а не той которая могла бы быть, то вырисовывается немного другая картина. Ведь Иван предупреждал Николая о грядущих переменах и об опасности, и восприми Николай его слова серьёзно, то возможно и не было бы ссылки и всего того что с ней связано. Но никому не дано знать как сложится твоя жизнь и какая сила и идеология победит в твоей стране. И что лучше: с минимальными потерями приспособиться к новой жизни сейчас или обождать, вдруг всё обойдётся и маховик истории закрутится в другую сторону? Вопрос риторический и правильного ответа не имеет.

Николай не стал сразу подстраиваеться под новую жизнь, но зато пришлось это сделать потом. Но Николай и его семья выстояли, выжили, сумели приспособиться к новой жизни, и главное – сохранили себя и свою веру не только в Бога, но и в человека. Ой как важно после таких испытаний не озлобиться, не затаить обиду на всех и вся, и не вылить её потом на невиновных. Потому что виновные – увы, не доступны ни для мести, ни для ответа. Вот такой правильный, непредвзятый подход к каждому человеку будет показан в послесловии «Мой Донбасс», когда человек, вернувшийся с войны, отстоит жизнь и достоинство женщины, которая родила ребёнка от немца. Да и в «Брате» Николай поможет семье Ивана, хотя сделать это ему будет очень сложно. И это не пресловутое подставляние другой щеки или всепрощение. Нет, это разрыв порочного круга ненависти и злобы, который приводит только к ещё большему насилию, а никак ни к миру и благополучию.

Последняя новелла в романе «Веселый случай» светлая и радостная. Бури улеглись, жизнь наладилась, не всё идеально, но все страшные потрясения остались в воспоминаниях, а впереди – надежда на лучшею жизнь. Хотя в этой новелле не обошлось без чёрного юмора, по крайней мере для меня так выглядит рассказ Николая о «весёлом» случаи на шахте. Наверное, подобный чёрный юмор присущ всем экстремальным профессиям. Ведь профессия шахтёра была и остаётся одной из самых опасных. «Чёрное золото» исправно получает свою мзду в виде человеческих    жизней, есть и статистика: сколько шахтерских жизней приходится на добытые тонны угля. Да и для здоровья этот труд был и остаётся вредным, а условия труда сложными. Так что без юмора в такой профессии никуда, даже если он и чёрный. Правда, об опасности и об вреде для здоровья в этой новелле упоминает мимоходом невесткой Николая. Основной упор тут, конечно, на восхищении дочери своим отцом и надо сказать заслуженном восхищении. Ведь действительно когда-то учили уважать честный труд и гордиться им. Потому что даже кусочек хлеба на твоём столе – это нелёгкий труд многих людей различных профессий, которые заслуживают уважение. Ведь от труда каждого зависит не только личное благополучие, но и благополучие общества в целом. Хоть и пафосно звучит, но ведь правда. И девочка имела все основания гордиться своим отцом. 

Жизнь не стоит на месте и рано или поздно всё приходит в определённое равновесие и жизнь продолжается, так и в этой истории: архивы сгорели, спецпоселение стало обычным районом, родственники восстановили отношения.

Так что финал книги светлый и добрый, настраивающий на позитив.