Больше рецензий

10 ноября 2017 г. 14:10

920

2

В романе Фолкнера «Похитители» есть такой эпизод: главный герой, двенадцатилетний мальчик, совершил серьёзный проступок и ждёт заслуженного наказания. Мальчику стыдно и страшно: как же сильно его накажут за то, что он сделал. Но вместо ожидаемой порки или долгих часов на коленях на кукурузе дед говорит мальчику, что его проступок ничем нельзя загладить. Мальчику придётся с этим жить.
– Жить с этим? Ты хочешь сказать – всегда? До конца жизни? И никогда не избавиться от этого? Никогда? Я не могу. Разве ты не понимаешь – не могу?
– Нет, можешь, – сказал он. – И должен. Настоящий мужчина только так и поступает. Настоящий мужчина может пройти через все. Через что угодно. Он отвечает за свои поступки и несет бремя их последствий, даже когда начал не он, а он только уступил, не сказал «нет», хотя и знал, что должен был сказать.

Если бы Пьер Леметр написал книгу о переживаниях человека, совершившего преступление без наказания, вероятно, её можно было бы читать. Но автора волнует другое: несёт ли человек ответственность за случайность? Какой ответ даёт на этот вопрос уголовный кодекс, писателя не интересует. Для него важнее возможная драма.

12-летний Антуан случайно убил 6-летнего Реми. Свидетелей нет, можно спрятать труп в лесу, и никто ничего не узнает. Что чувствует юный преступник? Как долго он сможет скрывать преступление? Почему не признается? И как примет подарок природы, после которого разоблачение ему больше не грозит? Тематически, «Три дня и вся жизнь» - психологическая драма, почти триллер. Единственное, о чём приходится сожалеть: драма очень скучная. Страдания главного героя выглядят неубедительно, события, призванные придать действию напряжённость, слишком предсказуемы, герои второго плана – безликие. К тому же декорации, на фоне которых разворачивается история, как будто позаимствованы из другого романа: как это возможно, чтобы в маленьком городке соседи столь многого друг о друге не знали и даже не пытались узнать? Но хуже всего предлагаемая автором мораль: приняв на себя ответственность за случайность №2, главный герой освобождается от ответственности за случайность №1. Браво. Антуан всё-таки выбирает «страдание», но, как выясняется, оказывается не единственным «мучеником» в романе. Впрочем, в случае с «Тремя днями...» больше всех страдают не герои, а читатели.