Больше рецензий

Anais-Anais

Эксперт

ни разу не эксперт

31 октября 2017 г. 19:21

2K

0 Антихюгге как жизненное кредо

«У человека все должно быть прекрасно в меру: и личное, и общественное.»
Маргарина Хемлин «Дознаватель»


Владимир Ильич Ленин сильно подпортил мне жизнь. И я сейчас не про политику, тут дело сугубо личное. Я из того поколения, которое хорошо помнит кудрявого Володю Ульянова с портрета на октябрятской звездочке, читало тьму тьмущую детских книжек с историями о будущем великом революционере и обещало следовать заветам Ильича, давая клятву пионера. Как вы понимаете, в советской агиографии маленький Володя был наделен столькими добродетелями, что с ним не сравнился бы и младенец Иисус, а не то, что обычный ребенок. Мои родители, хоть и не разделявшие коммунистических идей, по одним им известным причинам считали нужным приводить в пример Ленина по всякому поводу. В моей детской жизни буквально дня не проходило, чтобы я не слышала чего-нибудь в духе: «Вот Володя уважал старших/ никогда не врал/без напоминаний учил уроки /был первым учеником (список можно продолжать бесконечно), а ты…», «Вот если не будешь, как Ленин, учить иностранные языки, то…». После для многоточий для усиления эффекта «включался» суровый взгляд, и далее следовало многозначительное молчание. Так я и не узнала, какие страшные последствия моего недоленинства должны были, по мнению папы с мамой, наступить – я не попаду в тюрьму? Не окажусь в эмиграции? Не стану вождем пролетариата?

Не попала. Не оказалась. Не стала. Выросла аполитичным несознательным элементом. Но так или иначе призрак Ленина продолжал меня преследовать. Только понадеешься с удовольствием предаться эскапизму, скажем, с книжкой о древнегреческой литературе, как здравствуйте пожалуйста:

К сожалению, у нас еще не имеется такой работы по Гомеру, которую можно было бы рекомендовать как образец марксистско-ленинского изучения Гомера в целом.

Помечтав о гомеровском изучении Ленина в целом, я решила, что пора уже попытаться отделить Ленина-человека от Ленина-призрака. Самый простой путь – «от яйца и до яблок», поэтому я начала с книги о ранних годах Владимира Ульянова, рассказывающей о семье и детстве, взрослении, формировании мировоззрения, политических взглядов и начале пути к революции.

Слово, которое лучше всего характеризует книгу Владлена Логинова – это «сдержанность». Автор с предельной сосредоточенностью и аккуратностью проходит по тонкому лезвию сложнейшей темы, и не превращает биографию ни в восторженную пафосную Ленининану ни в гневный обличительный памфлет. При этом в тексе нет как заигрываний с читателями и попыток «осовременить образ», так и излишней академичности и сухости. Всё в меру.

Вызывает уважение громадная работа, проделанная с источниками, и стремление автора давать «право голоса» и соратникам, и противникам В.И. Ульянова, позволяя читателю увидеть факты под разными углами зрения и составить собственное мнение. Иной раз мне не хватало определенной эмоциональной составляющей. Но В.Т. Логинов берет на себя роль бесстрастного хрониста, а не художника. Так, он пишет:

В предыдущих главах мы избегали копания в чужих душах и чтения чужих мыслей. О том, что думал, чувствовал, переживал Владимир Ильич, упоминалось, как правило, лишь тогда, когда для этого имелись вполне достоверные данные.
После биографии В.И. Ленина я успела прочитать книгу о Пьере Паоло Пазолини (не спрашивайте, какая тут связь, я не смогу ответить), где мне попалась следующая мысль:
«…Квинтавалле обнаруживает две ярко выраженные черты лучших портретистов и мемуаристов: определенную неприязнь к предмету своего описания и слегка мелочный характер, что не дает мемуаристу впасть в подражательство и благоговение»

Возвращаясь же к книге о Ленине, хочу сказать, что, как оказалось, можно написать хорошую интересную биографию, не обладая вышеописанными чертами. Не стараясь искажать или скрывать факты, в тех случаях, когда речь идет об оценке поступков, В.Т. Логинов мягко и ненавязчиво встает на сторону своего героя. И начинается самое интересное – когда мнение автора и мнение читателя расходятся. Чтобы не говорить о политике, приведу близкий мне пример.

Автор опровергает мнение исследователей, писавших о том, что В.И. Ульянов после окончания юридического факультета не выиграл ни одного дела. В.Т. Логинов со ссылками на источники приводит информацию о конкретных вполне успешных делах и доказывает профессиональную компетентность Ульянова, но также пишет о том, что был и случай, когда Владимир Ильич отказался защищать человека, обвиняемого в краже:

— Заведомого вора защищать не хочу, — резко ответил ему Ульянов, наотрез отказавшись «брать ворованные деньги за защиту»

В.Т. Логинов, определенно, на стороне Ульянова, как, возможно, и многие читатели биографии. У меня позиция противоположная: адвокат защищает клиента не потому, что тот «честный человек», которого ложно обвинили, а потому что у человека (у любого, будь он хоть трижды вор) есть право на защиту. И для меня подобная категоричность «идейность» молодого помощника присяжного поверенного стала важным тревожным звоночком. Человек свои собственные этические представления ставит выше закона и профессиональной этики, это, имхо, весьма и весьма опасный человек. И подобный звоночек был далеко не единственным.

Уж не знаю, дело ли в моей собственной определенной неприязни или еще в чем-то, но чисто по-человечески Владимир Ульянов меня пугал практически всё время чтения. И это не демонизация образа революционера, дело в самых простых вещах.

Меня пугает умный, энергичный и одаренный мальчик, у которого в гимназии нет близких друзей, притом, что он не занудный «ботан», а вполне себе пользующийся авторитетом у мальчишек соученик. Владлен Логинов объясняет это тем, что, мол, ребенку из многодетной семьи друзья не так уж и нужны, общения хватает в семье, но мне это кажется странным. Становится чуть понятнее, когда доходишь до описания того, что Володя Ульянов прекратил общение со способным «новеньким» одноклассником, рассказавшим, что отличная учеба для него – это способ сделать хорошую карьеру и зарабатывать большие деньги. То есть простые человеческие личные цели казались Ульянову «недостойными» еще в гимназии. Подростковый максимализм? Едва ли.

Меня пугает молодой человек, о котором вспоминают следующее:

«Владимиру Ильичу была чужда еще в молодости всякая богема, интеллигентская распущенность, и в его присутствии мы все, входившие в кружок, как бы подтягивались… Фривольный разговор, грубая шутка в его присутствии были невозможны»

Конечно, в конце 19-го века среди думающей молодежи были сильны радикальные настроения, люди думали о необходимых общественных преобразованиях и готовы были что-то делать. В.Т. Логинов приводит любопытную и показательную статистику:
Социал-демократы были молоды — четверть из них не достигла и 20 лет; от 21 до 25 лет — 40%; от 26 до 30 — свыше 21%23.

Но ведь молодость – это не только кружки, листовки и прочая политическая активность, это радость жизни, в которой должно быть место и «интеллигентской распущенности», и «фривольным разговорам», и «грубым шуткам», и, в конце-то концов, девушкам и влюбленностям. У Владимира появляется молодая невеста, а, затем, и жена. Но эта девушка не про «радость жизни». О Надежде Крупскую её подруга писала:
В ее девичьей жизни не было любовной игры, не было перекрестных намеков, взглядов, улыбок, а уж тем более не было поцелуйного искушения.

Брак как союз единомышленников – это отлично (я тут без иронии), однако же очень странно, что союз молодых людей (пускай даже в большей степени дружеский, чем страстно-любовный) не делает Владимира Ульянова мягче и человечнее.
«Ильич требовал отказа, — пишет Крупская, — от обычного в те времена интеллигентского времяпрепровождения: хождения друг к другу в гости, неделовых разговоров, «перебалтывания»

Меня пугает молодой счастливо женатый мужчина, который упорно и последовательно отказывается от любых милых человеческому сердцу радостей, объясняя это необходимостью «работы на благо общества». Становится понятно, что Ульянова «не сломала» ссылка в Сибирь не из-за мягких условий, а потому, что он этой ссылки практически и не заметил:
...с внутренней же стороны день ото дня отличается только тем, что сегодня читаешь одну книгу, завтра — другую; сегодня идешь гулять направо из села, завтра — налево; сегодня пишешь одну работу, завтра — другую…

Ничего личного, всё на благо общества. Подобные вещи пугают тем больше, что речь не идет о нелюдимом типе, который попросту не умеет общаться с людьми, это человек, про которого говорят, что:
«Он умел так подойти к человеку, что тот, незаметно для самого себя, начинал чувствовать себя как дома, непринужденно выкладывал свою душу, чувствуя, что он получит ответ на все свои запросы»

Уж очень все это напоминает описание психопата, отлично умеющего имитировать эмпатию для достижения собственных целей.

Можно рассуждать о том, что если цель прекрасна (например, освободить угнетенные классы, построить справедливое общество), то разве так уж важно, кто к этой цели людей приведет, психопат он там или нет, и насколько он умеет радоваться жизни? Но как по мне, так эти все рассуждения от лукавого.
Только счастливые и радостные люди генерируют радость и счастье вокруг себя. И, между прочим, моё мнение, можно подтвердить цитатой из Ленина:

«Первая обязанность тех, кто хочет искать «путей к человеческому счастью», — написал он, — не морочить самих себя, иметь смелость признать откровенно то, что есть»
А что у нас через 100 лет после 1917-го есть? Есть скандинавские страны, ближе всего подошедшие к построению социализма, есть датчане, считающиеся самыми счастливыми людьми в мире, и есть придуманное этими датчанами понятие «хюгге», включающее в себя всё то, что отвергал Владимир Ильич – посиделки с друзьями, душевные разговоры, уют, тепло, шутки, улыбки, смех - заполнение жизни простыми моментами счастья.

Не ищите путей к «счастью для всех». Просто будьте счастливы. Всем хюгге :)

Благодарю readernumbertwo , Deny и dejne , будьте счастливыми котиками!

Комментарии


Отлично!

Автор опровергает мнение исследователей, писавших о том, что В.И. Ульянов после окончания юридического факультета не выиграл ни одного дела.

Я знаааал, что ты зацепишься за этот момент, клянусь!


Самое смешное, что я где-то видела цитату вроде бы из письма Ленина сестре Марии именно про то, что он ни одного дела не выиграл. Так что дело тут тёмное, уж прости за каламбур.)


Вот скан интересного документа, одной из собственноручных анкет Ленина.
картинка tortila
Профессия - Литератор. Образование Высшее, но без указания института и специальности.
То есть как бы и не юрист?
Меж тем Сарнов приводит то ли реальный случай, то ли байку, что министр Временного Правительства сообщил Ленину о готовящемся его аресте. "Корпоративный , знаете ли, дух!"
В народе, значит, помнили, что Ленин юрист!

Интересно Логинов этот вопрос как-то затрагивает?


Очень интересно, и Гомер вспомнился:) По поводу юриста любопытные аналогии с Навальным - он тоже "адвокат" и его уже сейчас обвиняют в том, что он "никакой" адвокат, хотя, вероятно, легко привести примеры обратного. Но ясно, что такие люди "не совсем" адвокаты, потому что сущностно преследуют другие цели.

Что до всепоглощающего стремления к цели, то я как раз к этому совершенно нормально отношусь. В этом есть и нечто психопатическое, разумеется, но иначе и нельзя (на каком-то уровне стремление поглощает целиком и некоторые люди этого уровня достигают; кстати, для соратников Ленин был вполне человечным, но для него первично именно соратничество, а не дружба или как говорил другой пламенный революционер - Че Гевара - "мои друзья остаются таковыми, пока они придерживаются моей политической линии" ). Проблема скорее в том, во что оборачиваются конкретно политические идеалы для обычных людей или вот для интеллектуалов (философский пароход). А в перспективе и для страны в целом (или для философии - мне кажется, приход большевиков нанес просто-таки смертельный удар по развитию философии в России). Здесь я вижу революцию (и советскую действительность) прежде всего глазами, например, Булгакова - а он как раз любопытен тем, что был и творческим человеком и очень хотел жить нормальной, человеческой жизнью. Но и Ленин мне, признаюсь, во многих аспектах интересен, и я бы, кстати, очень хотел прочесть толковую биографию, но не читал. Вот, может, эту и прочту:)


Гомер вспомнился благодаря тебе, а уж объединился с Лениным исключительно по причине хаоса в моей голове.

Насчет "никаких" адвокатов тут всегда такое дело - если не нравится политик, то его обязательно в "никакизме" обвинят, причем по всем фронтам - "никакой" адвокат, "никакой" семьянин, "никакой" православный и пр. и пр. Хотя, конечно же, это глупости. Будто бы, если тот же Навальный был самым наикрутейшим адвокатом, то его противники изменили бы свою позицию. )

В этом есть и нечто психопатическое, разумеется, но иначе и нельзя


ИМХО, иначе, скорее, не случалось в истории, чем "нельзя", глобальные перевороты совершают одержимые идеями люди, а жить (или умирать) во всем этом безобразии приходится людям нормальным, у которых кроме политических интересов, есть еще и личные.

для соратников Ленин был вполне человечным


Если честно это мне не кажется "человечностью", это примерно как "эффективный менеджер", тут нет ничего про людей, а только про идеи и цели.

Логинов приводит цитату из воспоминаний о Ленине:

«В обращении его с людьми, — вспоминал М. И. Семенов, — отчетливо обнаруживались резкие различия: с товарищами, которых он считал своими единомышленниками, он спорил мягко, подшучивал весьма добродушно и старался всякими способами выяснить их ошибку и сделать ее для них очевидной. Но раз он усматривал в оппоненте представителя другого течения, например, заскорузлого и упорного народника, его полемический огонь становился беспощаден. Он бил противника по самым больным местам и мало стеснялся в выражениях»


Как по мне, так очевидно, что это не про "дружбу" и не про "добродушие": пока ты типа "единомышленник" я тебе кусочек сахару, а как только нет, то изничтожу, гада.)


ИМХО, иначе, скорее, не случалось в истории, чем "нельзя"

Потому иначе и не случилось (и не случается), что иначе нельзя:) Глобальность переворотов требует маниакальности их совершающих.

Про человечность тут, конечно, дело во многом дело в том, как ее измерять, эту человечность. Любой лидер должен эффективно использовать подчиненных ему людей, в это смысле он всегда рассматривает людей как средства достижения цели, и все-таки модели взаимоотношений бывают очень разные, более и менее человечные. И тут дело не в жесткости (а любой лидер в этом смысле скорее бесчеловечен), а в чем-то даже трудно-определимом. В какой-то глубинной связи с ведомыми, - у некоторых лидеров она возникает, другие более такие отстраненные от ими ведомых.

А что те, кто не хочет вестись (идти за вождем) - гады, это всегда так, увы:(


А откуда берется "глобальность переворотов"? Если верить Марксу, то это типа как обусловлено развитием общества, и никакие отдельно взятые "маньяки" тут не причем, а если верить, например, Гумилеву, то во всем виноваты чертовы "пассионарии".


Одно другому не обязательно противоречит: типа, революционная ситуция возникает объективно, но соответственно объективно возникает и необходимость в маниакально-революционных субъектах:)


Ё моё, неужели ничего нельзя сделать для того, чтобы просто жить спокойно безо всяких революционных ситуаций и субъектов ?!? Или только в отшельники идти?)


А тут раз лучше Ленина, увы, никто не скажет: Жить в Обществе и быть свободным от общества нельзя:)


Но не за*бывать-то это общество можно? )


Надо у Ленина было уточнить:)


Любопытно, если сам Ленин - тоже часть общества, то получается странное: или общество тебя погубит (тюрьма, ссылка и пр.) либо ты его (революция, гражданская война и пр.).


Неужели ты не рассматриваешь альтернативу победившего коммунистического общества? :)


Нет.)
Это, имхо, не согласуется с человеческой природой.


Причем как-то довольно очевидно не согласуется - а ведь сколько мыслителей на этой мысли подвисли:)


Меня это тоже очень удивляет, ведь по факту эта мысль даже в условиях небольшого общества никогда не была адекватно реализована, а люди продолжают мечтать о глобальном преобразовании мира.


Это как раз революционных деятелей только раззадоривает - идея коммунизма может быть реализована лишь во всемирном масштабе; следовательно, если что не получается, то это именно потому, что еще не все революционизировались:)


Как-то на бред похоже.)


в избушке, в углу с образами
висел незапятнанный Ленин.
висел, всюду шарил глазами
как будто лежал в мавзолее.
иди, я тебя поцелую,
любимый мой вождь безоглядный.
зачем ты повесился всуе,
зачем тебя ад ждет прохладный.


Экие у вас затейливые фантазии.


И для меня подобная категоричность «идейность» молодого помощника присяжного поверенного стала важным тревожным звоночком. Человек свои собственные этические представления ставит выше закона и профессиональной этики, это, имхо, весьма и весьма опасный человек.


Очень интересная ремарка. Вы считаете опасным человека, который посмел иметь собственное мнение по поводу своей работы. Получается, вы считаете, что человек должен быть винтиком в системе, беспрекословно выполняющим всё, что ему скажут?


Извините, а как вы, будучи 1980 года рождения, сумели запомнить октябрятскую звездочку и прочие прелести ленинизма? :/

По вашей рецензии складывается впечатление, что книга все-таки весьма тенденциозная, с уклоном в сторону идеализации и оправдания протагониста, что не удивительно, т.к. автор (книги) является чистейшим продуктом советской эпохи.


Не очень понимаю, что вас смущает: я пошла в школы в 1987 году, соответственно, была и октябренком и даже пионером, было бы странно, если я не помнила события своих 6-10 лет.)
Про "ленинизм" тогда я знала мало, но историями а-ля "Как Валодя случайно разбил у тёти вазу, а потом признался, так как был очень честным" была сыта по горло.

Да, автор, скорее "за" Ленина, чем "против", но авторский взгляд все же отделается от описания фактов, воспоминаний современников и пр., плюс книга еще и про молодого Ленина, то есть в большей степени про человека, чем про политика, что меня и подкупило.


Честно говоря, смутило начало вашей рецензии, т.к. по нему сложилось впечатление, что пишет человек лет 60-ти, посмотрела профиль, чтобы проверить свои ощущения и испытала удивление :)

Для меня 1987 год это уже глубокий упадок советского режима (если точнее, то 1985 год это уже начало перестройки, а трещать по всем швам он начал еще в начале 80-х), когда "светлый образ" Ильича уже как-то утратил свою популярность. Далеко не в каждой советской семье "чистили себя под Лениным" даже в гораздо раннее время, а уж в 80-е и подавно...


Перестройка, особенно в регионы, пришла неторопливо и оглядываясь. Комсомольская организация, например, в моей школе закончила существование с только нашим выпуском. А это было уже в начале 90-х. Вернее, даже не закончилась, но в школе осталось 2 комсомольца. Они работали до последнего клиента


Да, я так и подумала, что дело происходило не в Москве.


Да, только в москве настоящие сосиски


... были :)


и сейчас приезжают каждый день


Личный опыт людей нередко отличается от "средней температуры по больнице" в рамках поколения. Начало рецензии больше про антипедагогику, чем, собственно, про самого Ленина и про режим, наряду с Лениным мне в пример ставили Махатму Ганди и (внезапно) Маргарет Тэтчер )))

Ну и, да, преимущественно, моё детство проходило далеко от Москвы.


Гений и злодейство однако вещи совместные.


Конечно, совместные. Всё со всем может совмещаться, особенно в человеке.


А мне вот интересно почему человек, который, скорее всего причисляет себя к интеллигенции оставляет такой паршивый комментарий ? Не потому ли, что сама была бы той персоной, которая боялась бы свой ротик открыть при Ленине, боясь опозориться перед товарищами? Видимо так, просто одна из тех, кто пыжится строить лубочное счастье в отдельно взятой квартире, так? Удачи...


А что вы хотели услышать от позднесоветского гражданского элемента (1987г.р.), которому уже не в первом поколении сверху прививалось мещанско-обывательское мировоззренческое кредо комфортного существования?.. не жизни, а именно существования!..
Автор этой, в целом пасквильной рецензии, к сожалению, видит те идеалы, которые были изначально заложены в построение первого в истории социалистического государства гениальным Лениным, сквозь призму своего узко-мещанского менталитета, направленного на стремление к благости как к комфорту и достатку (правильная цель - карьера и обогащение, счастье - в посиделках, бессмысленной болтовне с друзьями, хюгге, как жизненное кредо!)...
Именно такой менталитет позднесоветского мещанина формировался уже в течение нескольких десятилетий, начиная с "хрущевской оттепели", когда были совершены подмены изначальных идеалов построения социалистического общества на их суррогаты по нескольким важнейшим реперным точкам (например, подмена понятий "всестороннее развитие личности" и "воспитание Нового человека" было подменено "повышением благосостояния каждого гражданина").. позднесоветский менталитет общественного сознания сыграл не малую роль в развале Союза - омещанивание, обуржуазивание, приоритет на индивидуалистических, причем первичных потребностях личности и привело к 80-м годам к глубокой обывательской среде, да к тому же еще всячески обливавшей помоями прошлое в его завоеваниях нашими предками!.. О мещанстве и обывательщине давно все сказал Максим Горький:
http://az.lib.ru/g/gorxkij_m/text_0420.shtml
МНда, и "что бы было с Родиной и с нами", если бы гений Ленина не появился в те роковые годы, как, например, происходит сейчас?.. Без постановки целей болтал бы по душам с корешами (современные блоггеры и "диванные эгсперды") и никакой власти бы не установил - а установили бы те, кто желал и желает по сию пору закопать и забыть Русскую Цивилизацию...
К сожалению, автор рецензии, ни в Ленине (его пути и роли), ни в понятии того, что является аутентичным, подлинным Благом для человечества не смыслит и не понимает в силу того же своего мировоззренческого позднесоветского менталитета, по большей части, невежественного.
зы: ни в коем не стремлюсь к уничижению автора рецензии, но просто констатирую и делаю выводы, да это и не я придумал - читайте Горького!